Ararat-online.ru 8 июня в Стамбуле, во дворце «Чыраган» состоялся третий саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), на котором приняли участие лидеры большинства азиатских государств. Разворачивающиеся в регионе события, в частности, все более разгорающийся турецко-израильский конфликт повлияли на выступления глав государств СВМДА. В свою очередь, турецкие политики и СМИ уделяли самое пристальное внимание риторике и комментариям присутствующих на саммите глав государств относительно конфликта. И более всего это внимание было сконцентрировано на выступлении президента Азербайджана, государства, отношения которого с Израилем в последнее время бурно развивались практически во всех областях.
Интерес к выступлению И. Алиева подогревался не только в силу того, что многонациональный Азербайджан позиционирует себя в качестве тюркского государства, но и в силу невнятных оговорок официальных структур этой республики по поводу задержания организованной Анкарой провокационной «флотилии свободы». Именно подобные комментарии дали возможность послу Израиля в Баку заявить о том, что руководство Азербайджана приняло взвешенную политику, а пресса «ведет себя сдержанно». В свою очередь нами было высказано предположение, что истинная позиция Азербайджана по турецко-израильскому конфликту будет высказана Алиевым на саммите СВМДА в Стамбуле. Действительно, все свое выступление на саммите И. Алиев посвятил двум проблемам: нагорно-карабахскому конфликту и отношениям Израиля и Турции.
Комментировать выступление Алиева по части нагорно-карабахского конфликта не имеет никакого смысла: Алиев, словно профессиональный мугаматист просто повторяет выученные много лет назад лады и интонации надоевшей лживой песни о «миллионе беженцев», «двадцати процентах» «оккупированной азербайджанской территории» и неуступчивости руководства армянских государств. Все это выглядит смешно, но совершенно не интересно. Как хорошо известный бородатый анекдот в устах опытного, но порядком надоевшего рассказчика.
Гораздо интереснее было выступление Алиева в части конфликта между Турцией и Израилем. Поскольку выдержки из речи Алиева в различных СМИ были слегка «отредактированы» согласно политическим пристрастиям их руководителей, пришлось обратиться к авторитетному источнику: азербайджанскому правительственному новостному сайту «Азертадж». Выяснилось, что Алиев, как и «азербайджанский народ», «солидарен с нашими турецкими братьями в связи с совершенным в Средиземном море нападением на гуманитарное грузовое судно, приведшим к гибели невинных гражданских лиц».
Тема «невинности» вооруженных традиционным турецким оружием «миротворцев» – железные прутья и топоры – совершенно отдельная, и мы ее здесь касаться не будем. Нам гораздо интереснее значение следующего пассажа из выступления президента Азербайджана: «Мы решительно осуждаем это нападение и стоим плечом к плечу рядом с Турцией». Означает ли это, что Баку, как и Анкара, готов разорвать с Иерусалимом энергетические и военные контракты, или Азербайджан, стоя «плечом к плечу с Турцией», продолжит дышать в пупок Израилю? В речи Алиева, несмотря на умилительную «невинность» «миротворцев» и турецкое «плечо», существовало двусмысленное предложение, мешающее определиться с его позицией. «Борьба с терроризмом должна идти против всех террористических организаций в мире. Не бывает хорошего или плохого террориста», - заявил президент Азербайджана, и призвал к консолидации усилий против терроризма.
Фраза эта более чем двусмысленна. И речь даже не о том, что Азербайджан, долгие годы спонсировавший терроризм в России, в последнее время сам порождает террор и террористов (видимо, «хорошие» террористы все же бывают). Пикантность ситуации состоит в том, что Азербайджан не признает террористическими организациями Рабочую партию Курдистана (РПК), ХАМАС и Хизбаллу. Между тем, турецкое законодательство десятилетия назад признало РПК террористической организацией и Турция все это время ведет с ней бескомпромиссную и кровопролитную войну, жертвами которой, по официальным данным, стали свыше сорока тысяч человек. В свою очередь, Израиль признает ХАМАС и Хизбаллу в качестве террористических организаций. Отметим, что и РПК, и ХАМАС, и Хизбалла признаны многими государствами мира в качестве террористических организаций. Многими, но не Азербайджаном. В этих условиях становится непонятно: против каких «хороших и плохих» террористов призывает И. Алиев консолидировать усилия.
Судя по тому, что вечером того же дня И. Алиев провел в Стамбуле незапланированную пресс-конференцию для азербайджанских журналистов, Абдуллах Гюль и Реджеп Эрдоган обратили внимание на двусмысленность речи Алиева. И настоятельно посоветовали ему определиться в своих пристрастиях и выражениях. Что он и сделал.
На встрече с азербайджанскими журналистами Алиев был гораздо более категоричен: «Мы всегда с Турцией. Мы никогда не жалели своей поддержки для Турции, и сегодня мы также оказываем поддержку этой стране. Мы подняли голос против кровавого события в отношении гражданских лиц в международных водах, против этого нападения. И сегодня я в ходе своего выступления еще раз выразил это. Мы осуждаем это нападение. Мы выражаем свою солидарность с Турцией, турецким народом, выражаем соболезнования близким жертв. Считаем, что необходимо провести серьезное расследование, преступники должны быть привлечены к ответственности. То есть здесь наша позиция, еще раз хочу отметить, однозначна, категорична, и основывается на наших братских отношениях с Турцией… Знаете, это – момент истины».
Безусловно, Алиев еще не раз может поменять «свое» мнение. Человеку, способному на кощунственную подделку подписи у постели умирающего отца, вряд ли известны такие понятия, как честь, достоинство или, тем более, угрызения совести. Не исключено также, что Турция и Азербайджан попробуют разыграть перед Израилем спектакль в «доброго» и «злого» турка. И, тем не менее, вся эта история с метаниями от одного потенциального благодетеля к другому не может остаться незамеченной.
Ильхаму Алиеву, скорее рано, чем поздно, придется выбирать: или признать ХАМАС и Хизбаллу террористическими организациями со всеми вытекающими из этого факта последствиями, или попытаться вместе с Турцией занять пока еще вакантную нишу лидера радикального исламистского лагеря. И вступить в противостояние с курдскими соплеменниками.
В период конфронтации паритетная и комплементарная политика ни одну из противоборствующих сторон не устроит.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
voskanapat.info