Действительно, довольно странно рассматривать в рамках «армянской политики» в 2011 году проблему алавитов и других этнических и конфессиональных групп. Но прошедший год стал стартовым периодом развертывания этнополитических проблем в регионе Ближнего Востока, Центральной Азии и Южного Кавказа.
Турция неожиданно развернула свою политику в отношении Сирии и выступает против нынешнего сирийского правящего режима, что все еще не объяснено, так как объяснить это только согласованиями с американцами невозможно, что было уже понято.
Алавиты – далеко не изученная конфессиональная группа, которые с трудом воспринимаются мусульманами в исламском мире, возглавляют правящий режим в Сирии, где составляют около 11% населения или 2,0 млн. человек, но в Турции алавиты составляют, по различным оценкам, от 15 до 20 млн. Алавиты в Турции в этническом отношении и в по некоторым канонам не имеют отношения к алавита в Сирии, но, тем не менее, в целом, это особая группа шиитов, и она не может восприниматься в преимущественно суннитских странах как вполне лояльная.
В Сирии и Турции алавиты, несомненно, являются потомками христианских народов, которые приняли этот «компромиссный» культ в результате вначале арабского, а затем османского завоевания Ближнего Востока и Малой Азии.
Выступив против алавитского правящего режима в Сирии, Турция, в какой-то мере, претендует на консолидацию с большинством арабских государств, хотя и вошла в острую конфронтацию с Ираном. Одновременно, Турция рассчитывает на приобретение симпатий США, хотя американцы не убеждены, что свержение власти Башара Асада приведет к усилению их влияния в регионе.
Но следовало бы внимательнее рассмотреть цели Турции, в данном случае и в данной ситуации. Существование алавитского правящего режима в Сирии всегда было мощным фактором организованности и активности алавитов в Турции, что становится второй по значимости угрозой, после курдского движения, для ее территориальной и государственной целостности. Если алавитскому режиму в Сирии удастся выстоять, то это станет сигналом для начала нового этапа выдвижения алавитами Анатолии своих прав.
Наряду с данными обстоятельствами, по всему Ближнему Востоку, Центральной Азии и Южному Кавказу активизируются этнические группы, которые, на этот раз, несомненно, поддерживаются различными государствами. Имеется немало признаков того, что Иран стал развертывать «талышский проект», что стало одним из новых проблем в регионе, когда талышская проблема, так или иначе, связана с претензиями алавитов, проживающих на талышских землях.
Армения могла бы создать «ретранслятор» для идей и пропаганды представителей данных этнических и конфессиональных движений в регионах. 2011 стал точкой отсчета развертывания данных проектов и проблем, и Армения не может оставаться в стороне от них.
Игорь Мурадян
Фото и статья:
lragir.am