Одна из основополагающих составных частей азербайджанской историографии, на которой азербайджанцы зачастую пытаются построить свою теорию о том, якобы территории Армении и Нагорно-Карабахской Республики (НКР) - это исконно исторические земли Азербайджана, основана на фактах массового переселения армян в начале 19 века на территории современной Армении и НКР из Персии и Османской империи. Согласно этой теории, на территории современной Армении и НКР еще до Русско-иранской войны 1826-1828 годов численность местных азербайджанцев значительно превышала число армян. Ситуация изменилась в послевоенный период, когда, благодаря русским, территории были массово заселены армянами, а азербайджанцы постепенно уступили в численности населения и в конце концов были вытеснены со своих исторических земель, уступив их армянам.
В частности, азербайджанский историк, доктор исторических наук Джамиль Гасанлы в своей статье "Карабах: поиск исторической правды" пишет: " После ликвидации ханств в Северном Азербайджане была введена комендантская система управления. Весь Карабах с центром в Шуше был включен в состав мусульманского округа, возглавляемого Военно-окружным начальником мусульманских провинций. Но подобное распределение совершенно не соотносилось с этнографическими, историческими, религиозными и бытовыми особенностями местного населения. В Карабахе это проявилось особенно резко. Демография постепенно превращалась в инструмент политики. На заре армянского переселения в 1823 году российская администрация подготовила "Описание Карабахской провинции", содержавшее статистические сведения о населении этого края и его этнорелигиозном составе. Судя по статистическим данным, подготовленным русскими учреждениями, в Карабахской области в те времена было 600 селений, из которых 450 были мусульманскими и только 150 зарегистрированы как армянские. Судя по этому заслуживающему доверия источнику, в 1823 году в Карабахской области проживали 20 095 семей, из которых 15 729 были мусульманскими и 4 366 (21,7%) армянскими. Действительное состояние дел в Карабахе правдиво описано в трудах русских исследователей ХIХ века и в официальных публикациях, освещающих государственную политику. По переписи 1832 года, число семей в Карабахе достигло 20 456, а число армянских семей за те же десять лет возросло до 31,6%. В Шуше, считающейся центром Карабаха, в 1823 году из 1 532 семей 1 111 были мусульманскими (72,5%), 421 семья была армянской (27,5%), но уже к 1832 году за счет армянских переселенцев этот показатель достиг 44,9%. Русский военный историк В. Потто отмечает, что первое большое переселение армян в Карабах состоялось в 1828 году. Он пишет, что 16 марта 1828 года из Ирана в Иреванскую область выехали 40 тыс. армянских семей. Однако из-за нехватки хлеба 5 тыс. семей -- первая группа переселенцев -- вынуждена была долгое время ждать на берегу Аракса и в конце концов была направлена в Карабах" (1).
Еще один азербайджанский автор - Г.Д. Халилов отмечает: " В горную зону Елизаветпольской губернии 124.000 армян были переселены официально, а часть - неофициально. Вообще, в 1828--1830 гг. в горную зону Елизаветпольской губернии было переселено 200 тысяч армян. Хотя в годы Крымской войны в Закавказье и были переселены армяне, их численность, к сожалению, не была зарегистрирована. В годы русско-турецкой войны 1877--1879 гг. в Закавказье было переселено 85 тысяч армян. После этой войны продолжалось переселение армян в Закавказье как с семьями, так и в одиночку" (2).
Исследование процесса переселения армян, а также включение его в азербайджанскую историографию азербайджанскими историками не случайно. В связи с этим примечателен указ "О Геноциде азербайджанцев" от 26 марта 1998 года, изданный президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, содержание которого проливает свет на идеологию развития этой теории. В нем, в частности, говорится: "С подписанных в 1813 и 1828 годах Гюлюстанского и Туркманчайского договоров началось расчленение азербайджанского народа, передел наших исторических земель. Продолжением национальной трагедии разделенного азербайджанского народа стала оккупация его земель. В результате реализации этой политики в кратчайшие сроки было осуществлено массовое переселение армян на азербайджанские земли. Неотъемлемой частью оккупации азербайджанских земель стала политика геноцида. Несмотря на то, что размещенные на территориях Иреванского, Нахчыванского и Карабахского ханства армяне составляли меньшинство по сравнению с проживающими там азербайджанцами, под опекой своих покровителей (имеются в виду русские) они добились создания такой административно-территориальной единицы, как так называемая "армянская область"" (3).
Таким образом, становится ясно, к чему ведут исследования азербайджанских историков и высокопоставленных чиновников о переселениях армян тех лет. Теперь относительно упомянутой теории можно выделить три важнейших обстоятельства, которые имеют принципиальное значение для последующих наших выводов. Первое обстоятельство - таким образом азербайджанские историки пытаются связать территориальную принадлежность не с фактом существования независимого азербайджанского государства на данной территории в этот период времени (что естественно, поскольку, как известно, подобного государства в тот период и на самом деле не существовало), а с фактом исторической принадлежности этих земель азербайджанцам. Второе обстоятельство относится к наличию многочисленной армянской общины в Иране в начале 19 века, о причинах образования которой, однако, азербайджанские историки и представители власти умалчивают. И третье обстоятельство - это особое подчеркивание азербайджанскими историками процесса переселения армян в данный период времени в Нагорный Карабах, цель которого - доказать, что большая часть нынешнего населения Нагорного Карабаха не является коренными этническими жителями этих территорий, а являются потомками переселенных из Ирана армян. С другой стороны, для выяснения научной обоснованности этой теории, а также степени беспристрастности ее академического построения, необходимо рассмотреть процесс переселения армян в Закавказье в разрезе более длительного исторического периода времени, чем год 1828, часто приводимый в качестве примера азербайджанскими историками.
Первая значительная волна переселений армян с армянских территорий, находящихся с 6 века до н. э. в составе различных армянских королевств, начинается после падения правления Армянской династии Багратидов (4) в 885-1045 гг и первого разрушительного вторжения на эту территорию турок-сельджуков (5). Произошедшее можно объяснить, учитывая тот факт, что греки в короткий период византийского господства (1045-1065) необдуманно распустили армянское войско численностью около 80 тысяч человек, которое до этого являлось одним из самых боеспособных и дисциплинированных на территории Ближнего Востока. В результате жесткой налоговой и экономической политики, проводимой греками, а также попыток обратить традиционные христианские церковные догмы Армянской Апостольской Церкви в православные, среди армянской общественности назрела волна недовольства по отношению к византийским властям. В результате всего этого сельджукам довольно легко удается завоевать открытые и незащищенные границы Армении, а позднее, уже в 1071 году, разбив и византийские войска, утвердиться в Малой Азии.
Дальнейшие переселения армян происходят интенсивнее в ходе захватнических походов татаро-монгольских завоевателей, а затем и войска Тамерлана, в результате чего, в частности, монгольский военный предводитель Тохтамыш захватывает в плен более десятка тысяч армян Карабаха и Сюника (6). Еще одна значительная волна переселений отмечается в начале 17 века, во времена правления шаха Аббаса, когда в 1603 году около 250 тысяч армян из Восточной Армении, в основном, с территорий Нахиджевана и Араратской равнины силой были изгнаны в Иран (7) (этим и объясняется наличие многочисленной армянской общины на территории Ирана в начале 19 века, о чем азербайджанская историография упорно предпочитает не говорить).
Процесс насильственного переселения армян, производимого Исмаилом 1-ым, а затем и шахом Аббасом, параллельно сопровождается массовым заселением на восточные территории Армении, в частности, на территорию Еревана, турецких кизилбаши и ахча-кьонлу каджаров (8). Таким образом, проясняется историческая действительность относительно того, что, начиная с 11 века, продолжительные и вынужденные переселения этнических армян из Восточной Армении и заселение этих территорий турками проходили единовременно и параллельно. Это также позволяет ответить на вопрос о том, откуда и как в ходе истории на территории Восточной Армении формируется тюркоязычный мусульманский элемент, на преобладающую численность которого и ссылаются азербайджанские историки при приведении статистических данных 19 века - с целью доказать то обстоятельство, что территория нынешней Армении исторически принадлежала азербайджанцам, а более поздние переселения армян на эти земли (которые являлись попросту их возвращением на историческую родину) - представляя как исторический геноцид азербайджанского народа и передел азербайджанских земель... Фактически, если сравнить историю переселения армян, начатую с 10 века, с 10-серийным сериалом, а в содержание каждой серии включить описание этнических переселений в течение одного века, то согласно азербайджанской историографии получится, что историю переселения армян надо смотреть не с первой, а только с девятой серии. Насколько таким образом придерживаются азербайджанские ученые логике целостного и объективного анализа исторических реалией оставляем без комментариев.
С другой стороны, как уже было отмечено, азербайджанская историография в своей гипотезе относительно переселений армян в начале 19 века таким же особым образом отмечает свидетельства об армянских переселениях на территории Карабаха. Причина этого ясна и не нуждается в особом уточнении. В настоящее время проблема Нагорного Карабаха остается нерешенной, а особое подчеркивание азербайджанцами факта относительно недавнего заселения армянами территории Карабаха и предстваление азербайджанской историографией ныне живущих на этих территориях армян как пришлых - нацелено на историческое оправдание собственных амбиций к территории Нагорного Карабаха.
В этом смысле особенно примечателен нынешний формат документального представления реальных событий, вокруг которого пытается играть азербайджанская сторона. Дело в том, что в начале 19 века под названием Карабах современниками понималась не только территория нынешнего Нагорного Карабаха, но и все прилежащие к Карабахскому ханству территории. Их площадь по величине в три раза превосходила нынешнюю территорию Нагорного Карабаха, на востоке она простиралась по всей длине Куры до Аракса, а с юга - по длине реки Аракс до границ Нахиджеванского ханства (9).
Итак, очевидно то обстоятельство, что, как и в случае свидетельств о переселениях отдельных групп армян из Ирана в Карабах в 1828 году, так и в случае свидетельств о сравнительном соотношении численности армянских и азербайджанских семей, речь идет не только о территориях современного Карабаха, но и об абсолютно большей территории, в которую, помимо территории современного Карабаха, входили Равнинный Карабах, а также приграничная с ним северная территория бывшей области Кубатлу, а также Лачин и Кельбаджар.
Отныне, даже отбросив тот факт, что территории Равнинного Карабаха, как отмечает немецкий путешественник Йохан Шильтбергер в своем труде "Путешествие Ивана Шильтберхера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427г", были заселены армянами (10) (до этнического переселения турок), а также руководствуясь свидетельствами азербайджанских историков об этническом составе населения Карабаха, примечательно и то, что в этих свидетельствах акцент ставится на численность не самого населения и людей, а на статистические данные относительно численности семей, что создает неясную и размытую картину в деле выяснения демографической ситуации. В частности, несмотря на то, что в своей вышеупомянутой статье Д. Гасанлы с большим доверием ссылается на составленный в 1823 году документ: "Описание Карабахской губернии", он предпочитает умалчивать о присутствующих в том же документе непосредственных данных о соотношении этнического состава населения и его численности, согласно которым, в горных областях Карабаха армяне составляли 84,6% населения, татары -14,7%, а курды- 0,7% (11).
В этом смысле примичательно и свидетельство американского историка, профессора армянского происхождения Джорджа Бурнутяна, который в результате проведенного в 2009 году исследования оригинала вышеупомянутого документа из госархива РФ с целью его перевода, замечает, что из 300 деревень, находящихся в горных районах Карабаха, почти половина были армянские, а другая половина - татарские. Армянские деревни в основном были сконцентрированы в составе тех 5 меликств Карабаха, бывшая территория которых сходна с территорией современной территории Нагорного Карабаха. Численность армян, по положению на 1822 год, составляла здесь 96,3%, а татар - всего 3,6% (12). Итак, очевидно, что если, по положению на 1822-1823 годы, число армян на территории бывшего Карабахского ханства, особенно на территории НКР абсолютно превосходило численность местного татарского (азербайджанского) населения, то даже в случае переселения армян из Ирана на территорию современного НКР в 1828 году (что еще довольно спорно), и речи не могло быть о том, что бывший этнический состав современного Нагорного Карабаха претерпел роковые изменения для проживающих там азербайджанцев.
Если подвести итоги вышесказанного, то в подходе азербайджанской историографии к вопросу переселения армян особенно отчетливо вырисовываются следующие положения:
Независимо от принятой в международной академической среде точки зрения касательно этого вопроса и известных об этих событиях документов, рассматривать процесс переселения армян не в общем разрезе длительного исторического периода времени, а только в отдельных эпизодах.
Для обоснования собственной гипотезы выбирать и предоставлять общественности только те свидетельства, которые, в частности, говорят в пользу данной теории, умалчивая об остальных документах и свидетельствах, которые, наоборот, доказывают полную несостоятельность данной гипотезы.
Насколько можно считать эту гипотезу научной, где же в таком случае истина и где ложь, насколько оправдан таким образом навязанный азербайджанскому обществу и азербайджанским историкам уже имеющий юридичаскую силу, изданный президентом Азербайджана Г. Алиевым призидентский указ "О Геноциде азербайджанцев" от 26 марта 1998 года, оставляем на суд читателей.
Подробности: http://novostink.ru/armenia/29469-ekspert-v-azerbaydzhane-film-o-pereselenii-armyan-pokazyvayut-s-9-oy-serii.html#ixzz1hXtGU9LV
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на NovostiNK.ru
novostink.ru