Открытое письмо послу Азербайджана в России Поладу БЮЛЬБЮЛЬОГЛУ
Господин посол!
На днях в прессе промелькнуло сообщение о том, что, выступая перед участниками форума "Молодежь СНГ – будущее общественной дипломатии" в Москве, вы заявили: "Несмотря на протесты в Баку, мы будем продолжать визиты в Нагорный Карабах". И далее: "Все знают о карабахской проблеме – не надо забывать о кровавых страницах нашей истории". Прежде чем планировать очередной визит в Арцах, предлагаю вам ознакомиться с отрывком из воспоминаний Иосифа Моисеевича Юзбашяна, родившегося в Шуши в 1902 году. Эти воспоминания готовит к печати его дочь Татьяна Юзбашян, которая любезно разрешила мне опубликовать несколько отрывков до выхода книги.
ВОТ ЧТО ПИШЕТ ИОСИФ МОИСЕЕВИЧ В СВОИХ ВОСПОМИНАНИЯХ:
"В ночь с 22 на 23 марта 1920 года в Шуши начались погромы и резня. Под руководством властей Азербайджана город был подожжен, разграблен и разрушен хорошо вооруженными бандами турок-азербайджанцев, охваченных жаждой крови и наживы. Сейчас уже известно, что во время погромов было убито около 30 тыс. жителей-армян: не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. Начальник городской полиции Аветис Тер-Гукасян был сожжен заживо, священник тер Арутюн обезглавлен. Было разграблено и уничтожено около 7 тыс. домов. Турки выволокли из тюрьмы всех мужчин и зарезали их, как овец. Часть жителей бежала через бульвар вниз, в Каринтак, турки расстреливали их сверху из пулеметов. Город перестал существовать".
А вот что пишет побывавшая в 1926 году в Шуши Мариетта Шагинян: "Два холма стояли передо мной, уставленные скелетами домов. Не осталось ничего: ни крыш, ни дверей, ни оконных рам, ни полов, ни дерева, ни доски… только камни, камни, камни. Кое-где в каналах еще можно увидеть пучки женских волос с запекшейся на них черной кровью. Человеку с воображением здесь трудно дышать: идешь, идешь, идешь сплошным рядом обугленных стен, точнее - кусков стен, торопишься идти и боишься никогда не выйти". О том же писала уже в 1931г. Надежда Мандельштам: "В этом городе, очевидно, богатом и благоустроенном, картина катастрофы и резни была до ужаса наглядной. Мы прошлись по улицам, всюду одно и то же: два ряда домов без крыш, без окон, без дверей… Город смерти".
В качестве подтверждения этих слов прилагаю фотографию разрушенной азербайджанцами армянской части Шуши, которая, судя по изображенному на снимке автомобилю, сделана в 50-60-х годах прошлого столетия. Таких фотографий руин армянских кварталов Шуши – множество.
Г-н посол, в связи с изложенным выше хочу задать вам несколько вопросов, без честных и искренних ответов на которые, как мне представляется, не может быть и речи о налаживании контактов между нашими народами.
Почему правительство вашей республики за 70 лет советской власти палец о палец не ударило, чтобы возродить Шуши? И если азербайджанцы все же восстанавливали город, то почему не его армянский сектор, поскольку чудовищные погромы были совершены именно там? Откуда такая поистине расистская избирательность?
Я ПРЕДПОЛАГАЮ, ЧТО ЕСЛИ ВЫ ЗАХОТИТЕ ОТВЕТИТЬ НА МОИ ВОПРОСЫ, то в качестве оправдания обязательно сошлетесь на демографический фактор. В этой связи у меня к вам следующий вопрос: когда азербайджанская пропаганда перестанет манипулировать вопросом населения Шуши? На ваших сайтах можно прочитать, что до последней войны в городе проживало 20000 тысяч человек, а нынче – в пять раз меньше. В то же время из многих архивных источников известно, что до армянских погромов в городе проживало около 44 тысяч человек, при этом армяне составляли более половины населения. После того как в 1906-1920гг. армяне были вырезаны или бежали, население Шуши сократилось до 9000 и за все годы Советской власти не выросло даже вдвое, оставаясь почти сплошь мусульманским, т.е. азербайджанским. Армянские дома в верхней части города, разорённые самым зверским образом, либо не были восстановлены, либо были присвоены вашими земляками. Так что в руках последних этот красивый город никогда особенно и не расцветал.
К сожалению, Шуши никак не может отделаться от печального наследия начала века. Его нынешним армянским властям приходится очень нелегко, тем не менее жизнь здесь, пусть и медленно, но входит в нормальное русло. И очень хочется надеяться, что в руках истинных хозяев Шуши вернёт себе былую славу жемчужины Кавказа.
Вот еще несколько строк из воспоминаний Иосифа Моисеевича, как бы подтверждающих мои слова: "Незабываемые воспоминания связаны с Летним клубом или, как его называли, Собранием, где часто выступали приезжие артисты. В Шуши на гастроли приезжали корифеи армянской драмы Абелян, Восканян, Алиханян, Жасмен и др. (...) Утопающий в зелени Летний клуб – любимое место отдыха шушинцев - как взрослых, так и детей - имел большой зал, где часто устраивались танцы. Местная молодежь, дачники и дачницы танцевали вальс и другие европейские танцы, тут блистал сын Такуш-ханум, неутомимый танцор Акоп Галамян. Однако в такие вечера гвоздем программы был танец Такуш-ханум, ровно в 11 вечера она начинала армянский танец "узундара". К этому часу все собирались в зале и с нетерпением ждали ее. Начинал играть оркестр, Такуш-ханум выходила в круг, особая грация была в ее осанке, в плавных, красивых движениях рук. Танец вызывал восторг у зрителей, и ее награждали бурными аплодисментами. Несмотря на то что у нее было только начальное образование, она считалась одной из передовых женщин Шуши. О ней упоминают в своих воспоминаниях шушинцы - народный артист Вагарш Вагаршян и Михаил Тарунц.
Я НЕ СЛУЧАЙНО ВЫДЕЛИЛ НЕКОТОРЫЕ ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЕЙ АРМЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. На азербайджанских сайтах выставлены длиннющие списки знаменитостей и достопримечательностей города Шуши, но в них нет ни одного армянского имени, ни одного армянского названия. Как же так? А куда делись Мурацан, Акоп Гюрджиян, Нельсон Степанян и многие другие известные шушинцы? А Канач жам, Сурб Аменапркич Казанчецоц, Девичий монастырь (Кусанац Анапат), храмы Мегрелоц, Агулецоц и многие другие, составлявшие (сохранившиеся и поныне) архитектурную гордость Шуши? Очевидно, что такой подход вполне гармонично вписывается в общую фашистско-расистскую идеологию современного Азербайджана, предполагающую вычёркивание всего армянского из истории своего государственного образования.
А ведь Шуши действительно богат талантами. Я помню, что когда к 50-летию ЕГУ издали книгу с краткими биографиями всех профессоров, работающих в альма-матер со дня ее основания, то более 75% преподавателей оказались выходцами из Шуши.
Господин посол! Надеюсь, что ваше образование (и образованность) позволят вам признать правоту вышеизложенного и отложить очередную поездку в Арцах до более подходящего момента.
Саркис КАНТАРДЖЯН, профессор ЕГУ
golosarmenii