Армянский информационный интернет портал  
Новости Видео ТВ Блоги Об Армении О проекте Магазин Почта Реклама
 

Поиск по сайту

 
 

Статьи

   

Погода

 
         

Опрос

 
Интересна ли Вам идея армянского русскоязычного электронного журнала в формате PDF ? Стали бы Вы его читателем?

Да, если будет интересным (если бесплатно)
Да, если будет интересным (даже с подпиской)
Нет
 

Рекомендуем!

 


 

 

 
Главная » Статьи

Этнодонорство

добавил: Van 27 мая 2012 просмотров: 4676

Закавказские турки, переняв опыт турок анатолийских, превращают автохтонные народы Азербайджана
в этнических доноров для формирующихся в нацию тюркских племен

Процесс интенсивной ассимиляции коренных народов Азербайджанской республики, при большом желании, можно назвать естественным формированием молодой нации, и это будет правдой. Однако вряд ли эта «правда» может служить утешением для переживших тысячелетнюю историю народов, ныне доведенных до порогового состояния этнического бытия и превращенных в этнические реликты. Некоторые из этих народов – крызцы, хиналугцы, будухцы и другие – сегодня утратили не только язык, но и самоназвание – приведенные выше этнонимы происходят по названию сел, в которых они проживают – и объединены под общим названием «шахдагские народности».
Древнегреческий историк Страбон писал, что в Кавказской Албании, большая часть которой ныне расположена в пределах Азербайджанской республики, проживает 26 племен. Сегодня, однако, нам известна меньшая часть этих племен, продолжающих пребывать под сильным прессом насильственной ассимиляции и тюркизации. При этом следует учесть, что крызцы, хиналугцы, будухцы и другие представители «шахдагских народностей» являются осколками лезгинского народа, и их вычленение носит искусственный характер.

В этом плане особенно интересна и трагична этническая судьба цахуров и рутулов, экзоэтноним которых также происходит от названия крупных поселений, а также удин. Рутулы, цахуры и удины сохранили самоназвание – эндоэтноним, соответственно, йыхъбы, мыхъабдыр и уди, однако их численность, хотя и исчисляется тысячами (удины) и десятками тысяч (цахуры и рутулы), трудно поддается учету. Проблема все та же – ассимиляция. Азербайджан лишил эти народы культурно-политических условий, необходимых для сохранения этнической идентичности.

Между тем, в самой Кавказской Албании цахуры и, особенно, рутулы играли заметную роль государствообразующего народа. Так, согласно аргументированному мнению многих ученых, рутулы и есть те самые гаргарейцы, для которых Месроп Маштоц создал «албанскую» письменность, которой они, по всей видимости, пользовались до принятия ислама и перехода на арабскую графику. Гаргарейцы, как и удины, занимали граничащую с армянскими провинциями Арцах и Утик обширную территорию Кавказской Албании, однако после перекочевки в регион тюркских племен, огнем и мечом прошедших по Кавказской Албании, ареал их расселения резко сократился. Выжившие уходили высоко в горы. Так, населенное хиналугцами село Хиналуг является самым высокогорным поселением не только в Азербайджане, но и на всей территории бывшего Советского Союза. Сама география современного расселения этих народов является свидетельством невероятного страдания и тяжелых душевных переживаний.

Рутулы в Азербайджане проживают в шести деревнях, а их численность, по разным данным, достигает от 14 до 20 тысяч человек. Однако практически все рутулы Азербайджана тюркоязычны, вследствие чего их этническое будущее представляется проблематичным. Схожая участь ожидает и цахур. Считается, что в Азербайджане цахуры живут в 16 деревнях, однако все эти деревни практически тюркоязычны. И рутулы и цахуры называют собственную национальность лишь в своем этническом кругу, во всех остальных случаях они представляются «мусульманами» - самоназвание закавказских турок в Азербайджане.

Удины на территории нынешней Азербайджанской республики компактно проживают исключительно в деревне Нидж, хотя еще в начале ХХ века там насчитывалось 47 деревень с удинским населением. В августе – сентябре 1918 года удины – христиане были вырезаны и депортированы турецкой армией под командованием Нури и сбродом из закавказских турок. Удины – мусульмане вначале были вынуждены мимикрировать под закавказских турок; впоследствии их подавляющая часть отуречилась в действительности. Население Ниджа удиноязычно, однако их небольшое количество – менее четырех тысяч – растущая эмиграция, а также планомерное заселение деревни закавказскими турками превратило сохранение удинского этноса и языка в практически неразрешимую задачу.

Схожая ситуация наблюдается и в случае с парсами – исповедующими ислам татами.

Считается, что перечисленные народности Кавказской Албании уже прошли точку невозврата возрождения этнического самосознания на территории Азербайджана. Некогда многочисленные народности Кавказской Албании ныне превращены в лишившиеся возможности возрождения этнические реликты на территории незаконнорожденной Азербайджанской республики, вследствие чего шовинистический режим этого государства перенес основные усилия по ассимиляции остальных автохтонных народов республики: талышей, лезгин и аварцев.

Сказанное никоим образом не означает, что указанные народы до сих пор пребывали в этническом благополучии, отнюдь: автохтонные народы Азербайджана подвергались жесточайшим преследованиям, физическому уничтожению и насильственной ассимиляции с самого появления в регионе тюркских племен. Просто Баку, расправившись с малочисленными народностями, сократил количество «мишеней» и перенес высвободившуюся часть репрессивно-ассимиляционного аппарата на более многочисленные и, следовательно, представляющие опасность для целостности государства автохтонные этносы республики.

О проживающих на Родине, но в пределах чужого государства лезгинах, аварцах и талышах мы еще успеем рассказать, а пока отметим, что Азербайджан планирует превратить эти народы в этнических доноров для пришлых в регионе закавказских турок. Точно тем же способом, что был апробирован на ныне превратившихся в этнические реликты народах. При этом надо отметить, что первые в истории опыты насильственного этнического донорства были проведены Турцией, преступным родителем преступного образования Азербайджанская республика. Речь в данном случае идет даже не об умыкании девочек соседних или покоренных народов, а о придуманном в недрах турецкого сознания янычарстве – когда насильно отнятых или угнанных в плен мальчиков воспитывали в ненависти к собственному народу. Сербские, армянские, черкесские, греческие и другие юноши воевали с сербами, армянами, черкесами, греками и так далее.

В войне янычаров с соседними народами, независимо от исхода баталий, был один победитель: турок. А в 1566 году султан Селим II при вступлении на престол предоставил всем янычарам право жениться. Султан рассчитал, что дети от физически крепких и мужественных янычар способствуют укреплению здоровья и боевого духа населения империи. Турки инстинктивно воспользовались законами генетической наследственности, целенаправленно улучшая свой генетический код. Отныне янычары не только помогали туркам завоевывать новые, а, по сути, собственные страны, но и меняли самих турок, вплоть до внешнего вида. Современники подчеркивают, что дети янычар выгодно отличались от «чистокровных» турок физической силой, умом и смышленостью.

Стоит ли удивляться тому, что сегодня закавказские турки стремятся жениться на девушках талышского, лезгинского, аварского происхождения, а парней из этих народов вынуждают воевать против армянских государств и служить на границе с Арменией и Арцахом? В свою очередь на родине автохтонных народов республики – Джаре, Лезгистане, Талыше – служат в основном призывники тюркской национальности. Азербайджан таким образом решает сразу несколько задач: контролирует потенциально сепаратистские районы, ограничивает рост численности коренных народов республики, укрепляет власть закавказских турок в незаконнорожденном государстве. Циничный и преступный расчет правителей Азербайджана направлен на взаимное уничтожение армян и «нежелательных народов», исстари проживающих на территории этой республики.

К концу первой четверти ХIХ века институт янычарства перестал интересовать Турцию: они свое дело сделали и военное сословие из нетюркских народов перестало интересовать султана. Именно тогда наступила расплата за безвинное преступление янычар. В 1826 году, по приказу султана Махмуда II, янычарские корпуса были уничтожены. Их, зачастую вместе с семьями, казнили по всей территории Турецкой империи.

Все новое, это – хорошо забытое старое, утверждает пословица. Как уже было сказано, азербайджанская политика этнодонорства и неоянычарства ведет к уменьшению численности и значимости автохтонных народов. А это значит, что в Азербайджанской республике неизбежно наступит 1826 год.

Автор: Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

http://voskanapat.info/


Другие новости по теме:
  • Тысячелетняя боль Албании глазами удинского беженца
  • Яйцо блудной кукушки на Южном Кавказе (продолжение)
  • Пресс-конференция руководителя Аналитического центра «Восканапат» Левона Ме ...
  • Азербайджан желает удержать за ноги сразу несколько слонов
  • «Армянин» для турка – патриот, борец за свою свободу


  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


    Комментарии (0)   Напечатать
     

     

    Мой Кабинет

     
    Логин:
    Пароль:
     

    Авторизация
     

    Присоединяйся!

     
         

    добавить на Яндекс

     
     
    Copyright © 2009 — ARARAT-ONLINE.ru При копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна! Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов!
    Продвижение - Garin Studio Правила