Любой железнодорожный путь, являясь строительным объектом, через определенное время требует ремонта. Капитальный ремонт ЖД полотна планируется заранее, исходя из данных проведенных исследований, заключений экспертных комиссий, а также необходимых инженерных расчетов. Заключение о состоянии участка пути и необходимости ремонтных работ, делается также на основе диагностики путевой конструкции, определении степени ее амортизации и износа. На основе этих данных создается прогноз смены класса дороги в определенное время при определенных условиях ее эксплуатации.
Только после обработки этой информации принимается решение о проведении ремонтных работ.
Капитальный ремонт железнодорожного пути заключается в полной замене составляющих компонентов конструкции. Сюда также входит замена или санирование и тщательная очистка насыпи в верхней части конструкции пути, а также продольная коррекция колеи. Одним из основных процессов капремонта ЖД дороги является выравнивание пути в соответствии с проектными значениями, предусмотренными в профиле конструкции. Капитальный ремонт предусматривает также ремонт или частичную замену регуляционных и защитных элементов, досыпку конусов и полную замену рельсового полотна и скреплений. При проведении капитального ремонта путей 1-го и 2-го класса применяются исключительно новые материалы, а путевая рельсошпальная решетка подлежит полной замене. Щебеночный балласт чистится на глубину не менее 400 мм. Проводится полная замена асбестового балласта. Предусмотрены также работы по ремонту и обустройству новых водоотводов.
Деревянные шпалы подлежат замене на новые железобетонные с необходимым усилением пути на участках, где скорость движения составов превышает 120 км/ч. На отрезках дороги с железобетонными шпалами может быть произведен ремонт без сплошной их замены в случае, если до начала следующего капитального ремонта гарантийный срок их эксплуатации не закончится. В ходе капремонта также подлежат замене на новые все стрелочные переводы, а также стрелочные переводные брусья.
В случае если необходим ремонт рельсошпальной решетки только с целью ее усиления, тогда допускается возможность использовать новые ее составляющие вместе с бывшими в употреблении. При таких ремонтных работах также производится очистка щебеночного балласта, а сам ремонт квалифицируется как капремонт с использованием бывших в употреблении материалов. Этот вид капитального ремонта разрешен только на ЖД путях 3-5 классов.