На прошлой неделе многие интернет-сайты перепечатали материал «Удины в стороне не останутся» - пронзительное интервью удинского беженца, который в 1988 году со своей семьей попал под массовые погромы, учиненные азербайджанскими молодчиками в Кировабаде, переименованном позже в Гянджу. Эти погромы осуществлялись в отношении армянской части населения города.
Однако из погромщиков никто тогда и не пытался разбираться в национальности остальных неазербайджанских жителей города. Именно поэтому удины, жившие в Кировабаде, также попали в этот кровавый водоворот. В те дни в Кировабаде, наряду с армянскими, громили и русские, и украинские, и удинские семьи и дома.
Как известно, многие удинские семьи исповедуют христианство. А это, как поведал рассказчик, в глазах азербайджанцев является смертным грехом. С его слов, удинские семьи города хорошо понимали, что рано или поздно настанет их очередь. Что, в конце концов, и произошло.
Только зимой 1990 года Нидж (село с компактным удинским населением в Куткашенском районе Азербайджана) покинуло свыше двух тысяч человек. К сожалению, у удин в Азербайджане на момент трагических событий оказалось слишком мало и недостаточно людских ресурсов, и они не имели возможности защитить свою Родину.
Удины, как известно один из древнейших народов Восточного Кавказа. Удины являются прямыми потомками кавказских албан. Несмотря на свою малую численность – около 10 тысяч человек, они в настоящее время проживают в Азербайджане, России, Грузии, Армении, Казахстане, Украине и во многих других странах.
Начиная с эпохи христианизации Албании, удины принадлежали к Албанской церкви.
В конце VI века Албанская церковь, в связи с порабощением Армении византийцами, провозгласила автокефалию. Первым независимым католикосом Албанской церкви стал Аббас. При этом каноническое и вероучительное единство двух церквей сохранилось.
С распространением в регионе Ислама большая часть албанцев-христиан ассимилировалась с армянами. Из всех христианских албанских племен, прежнюю этническую самоидентификацию сохранили только удины. Хотя языком богослужения и письменным языком удин по-прежнему был армянский.
Оттого, как утверждается в интервью, очень много удин обармянились. Многие удинские национальные герои даже сегодня приписываются армянам. Такие, как генерал Мовсес Силиков или Саркис Кукунян.
При этом намного больше удин были насильно отуречены. Например, еще в начале ХХ века на территории современного Азербайджана было 47 удинских сел, а сегодня там существуют только остатки Ниджа. В архивах сохранилось письмо удинских лидеров русскому царю, в котором люди просят защитить их от тюркских разбойников, помочь сохраниться в христианской вере.
До середины XIX в. (т. е. до начала фиксации в русских официальных документах) численность удин, видимо, неуклонно сокращалась. За последние 100 лет динамика их численности, по некоторым источникам, выглядит следующим образом:
1897 г. — около 4000 чел.,
1926 г. — 2500 чел.,
1959 г. — 3700 чел.,
1979 г. — 6863 чел.
Как видно, в послевоенный период удинами был преодолен процесс вымирания и их численность стала расти. В начале 1960-х гг. она уже достигла уровня 1897 г. А за десятилетие 1979-1989 гг. возросла не менее чем на 15 %. Сегодня специалисты говорят уже о 10 тысячах удинского населения.
В 19 веке в обоих селениях удин — Нидже и Варташене — жизнь удин складывалась по-разному. Нидж был в большей степени цент¬ром притяжения для удин из еще оставшихся маленьких селений, попавших в окружение азербайджанцев.
Главной отличительной чертой ниджские удины считали приверженность к христианству. Несмотря на то, что они принадлежали к Армянской церкви и обучались в армянских школах — арменизации здесь не происходило.
Современ¬ные ниджские удины часто вообще не знают ар¬мянского языка, не видят различий между армян¬ским исповеданием христианства и православи¬ем. Более того, в России они предпочитают крестится в православных церквах.
Но при этом они, в основном сохраняют армянс¬кие фамилии, Хотя после последнего армяно-азербайджанского конфликта часть этих удин сменила оконча¬ния -ян на традиционные удинские или азербай¬джанские, например, Кочарян — Кочарли и т. д.
В Варташене, напротив, с конца 19 века шел активный процесс арменизации удин. Помимо мусульман и евреев здесь жили армяне, удины-григориане и удины-православные. В 1920 — 1930-е гг. удины продолжали считать себя только православными.
В отличие от армян (и удин, считав¬шихся с ними), они носили грузинские фамилии и фамилии на -ов. Они в основном арменизировались, как и удины окрестных сел (Баян). После переселения части варташенских удин в Грузию у них возобладали фамилии на -ов.
Среди варташенских удин в России есть семьи, в которых родители сохраняют двойное удинско-армянское самосознание, а их дети считают себя армянами. Переселенцы из обоих сел в России держатся обособленно. Удины Варташена переселяются, в основном, в Минводы, Пятигорск, Краснодар, Саратов.
Выходцы из обоих сел предпочитают браки внутри своей группы, но конфессионального барьера между ними нет. При этом удины России, как уже отмечалось, считают себя прихожанами Русской православной церкви. И в отличие от армян они гораздо меньше вов¬лечены в процесс религиозного возрождения.
В России удинское население преимущественно живет в городах. А в Закавказье удины — почти исключительно сельское население. Сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь.
Оттого, как утверждает удинский собеседник в цитирующемся нами интервью, он верит, что возрождение удинского народа возможно. Ведь сами удины, с его слов, даже тюркоязычные, помнят и знают о своем происхождении. «Наша Родина находится на территории Азербайджана, хозяевами которого ныне являются пришлые, чужие люди», - утверждает он.
«Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами…, - утверждает удинский рассчказчик, - И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся. Даже те из нас, кто уже два или три поколения записан «азербайджанцем».
Именно оттого интервью так и называется «Удины в стороне не останутся». Как он верно подметил, «национальная психология – очень тонкая, но очень крепкая субстанция». При этом интервьюер в ходе своей беседы напрочь отвергает утверждения о, якобы, имеющем месте негативном отношении армян и удин друг к другу.
При многих поднятых им проблемах, и при столь эмоциональном и личностном отношении к этим вопросам, собеседник озвучил в этом интервью самую ключевую боль албанских народов. Она касается осознания того, что албанская нация так и не состоялась. «Близкородственные народности не успели слиться в единую нацию», - утверждает он.
Эта боль пронизывает сознание многих народов Южного Дагестана и Северного Азербайджана. Но осознание исторической трагедии, постигшей наши народы, должно еще больше воодушевлять наши сердца на то, чтобы мы наверстали исторические провалы.
Сегодняшнее стремительное информационное и политическое развитие современного мира вкладывает в наши руки мощные инструменты и рычаги решения проблем наших народов. Примеры новых независимых государств бывшего СССР, демократизация Восточной Европы и события арабской весны – самые яркие тому свидетельства.
Автор: Замира Мамедова, Корреспондентский корпус ФЛНКА
http://voskanapat.info