Дмитрий СЕДОВ
После уничтожения американской авиацией 24-х пакистанских военнослужащих на пограничном блок-посту у границы с Афганистаном кризис не затихает. Теперь его эпицентр переместился в отношения между гражданскими властями Пакистана и военной элитой страны.
Начало новой интриге положил внезапный конспиративный отъезд президента Пакистана Азифа Али Зардари в Дубай 6 декабря. Президент в сопровождении родных сестер, без оповещения общественности, покинул страну. Лишь после его отлета официальный представитель президента сообщил, что А.Зардари отбыл за границу на «лечение в связи с кардиоваскулярными проблемами». Он добавил, что проблемы эти незначительны и президент скоро вернется домой. Сроки возвращения не определены.
В политических кругах Пакистана внезапный отъезд А.Зардари связывают отнюдь не с сердечным недомоганием. В Пакистане бушует скандал, вызванный обнародованием любопытного секретного документа. Некоторое время назад американский бизнесмен пакистанского происхождения Мансур Иджаз придал гласности «памятную записку» посла Пакистана в США Хуссейна Хаккани, в которой тот обращается к американцам с просьбой о помощи в предотвращении назревшего в стране военного переворота. В обмен на помощь автор записки обещает Вашингтону всевозможные преференции. По оглашенной версии, Х.Хаккани пытался использовать Мансура Иджаза в качестве курьера для передачи документа адмиралу Майку Маллену, тогдашнему начальнику Объединенного комитета начальников штабов США.
У пакистанских политиков нет сомнения в том, что посол написал этот документ с ведома и согласия президента А.Зардари. Посол в результате скандала подал в отставку, а президент, похоже, решил переждать реакцию военных в госпитале Дубая.
Отношения А.Зардари с могущественной военной элитой страны не заладились с самого момента его избрания в 2008 году. Являясь представителем прагматического крыла Пакистанской народной партии, А.Зардари не склонен был глубоко ввязываться в афганские дела, оставляя их на откуп США. В целом он относится к «Талибану», как к террористической организации, опасной для стабильности в Пакистане, и под его давлением военные вынуждены были проводить ограниченные боевые операции против талибов.
Генералы же, в отличие от президента, рассматривают Афганистан как зону своего влияния, где в скором будущем Пакистан может приобрести себе союзника в лице правительства талибов. Пакистанские военные активно сотрудничают с талибами, что вызывает гнев американцев и ставит А.Зардари в сложное положение.
Противоречия зашли настолько далеко, что президент собрался выступить с обращением к парламенту по этому вопросу, но что-то ему помешало, и вместо выступления он срочно уехал за пределы страны.
Это конспиративное убытие в Дубай породило слухи о том, что военные «попросили» президента уйти в отставку, хотя руководство правящей Пакистанской народной партии это опровергает.
Зато в парламенте выступил командующий военными операциями генерал-майор Асфаг Надем, который заявил, что удар американских вертолетов по пакистанскому блок-посту был запланированной операцией, и предупредил, что могут последовать другие атаки со стороны, как он ядовито выразился, «наших предполагаемых союзников». Вслед за этим командование пакистанской армии объявило, что размещает на афгано-пакистанской границе дополнительные силы ПВО, включая расчеты ПЗРК. Этот шаг демонстрирует всю глубину недоверия пакистанской армии к действиям США.
В Пакистане широко распространено мнение, что американцы осуществили атаку на блок-пост в отместку за то, что пакистанцы позволяют исламистам использовать свою территорию для организации атак в Афганистане. По мнению наблюдателей, «ответные меры» пакистанских военных были предприняты без согласования с президентом и серьезно угрожают операциям американских войск в районе афгано-пакистанской границы. Бригадный генерал Азмат Али уточнил, что на границе будет в основном размещена система раннего оповещения, а в дополнение к ней - системы ПВО «оборонительного характера». «Это было ужасно для наших солдат, которых расстреливали, как сидячих уток. Наше решение принято в ответ на требования самих войск. Теперь у них будет, чем обороняться», - заявил бригадный генерал.
Военные специалисты отмечают, что первые зенитные установки на пакистано-афганской границе появились сразу после рейда американского спецназа в Пакистан для уничтожения бен Ладена. Теперь их станет больше. Кроме того, расширяется сеть радаров, подтягиваются подразделения, обученные стрельбе переносными зенитными ракетными комплексами. Каждый такой расчет состоит из трех военнослужащих, вооруженных ПЗРК «Стингер». Командиры этих пакистанских частей получили право открывать по войскам НАТО огонь «в ответ на обстрел с их стороны», не дожидаясь теперь команды из штаба, как было раньше.
Вашингтон в растерянности. Реакция со стороны пакистанских военных оказалась неожиданно резкой. 8 декабря талибы сожгли 24 американских бензовоза, и у американцев нет сомнения, что это было сделано как минимум при попустительстве пакистанских военных. Бензовозы находились в лагере неподалеку от Кветты, где их скопилось уже огромное количество в связи с закрытием пакистанскими властями Южной сети поставок. Количество сожжённых прицельными выстрелами из гранатометов американских машин точно соответствует количеству убитых американцами пакистанских солдат - 24.
Власти США никак не комментируют потерю бензовозов, поскольку это очень похоже на оплеуху от «союзников». Былая американская лихость в определении виноватых и их «наказании» куда-то делась. США застряли в Пакистане основательно. И то, что транспортные колонны могут уничтожаться скопом в местах их сосредоточения, стало для Пентагона шоком. Это уже похоже на совместный фронт талибов и пакистанцев против военной оккупации Афганистана и налётов оттуда на пакистанскую территорию.
fondsk.ru