(Предыдущие части:
1-ая часть ,
2-ая часть)
Государство есть высшая форма общественной организации. Его существование (и безопасность его граждан) требует обязательной одинаковой для всех дисциплины. В подлинном государстве, в отличие от имитирующих его атрибуты стран третьего мира, перед законом равны все! «Общечеловеческие ценности» вспоминают, когда кому-то нужно разрушить государство изнутри. Они служат удобным прикрытием вражеских диверсий. «Идеалы» всемирной революции и классовой солидарности с врагами отняли у армян родину, коммунизм развалил Российскую империю, а правозащитное движение – казавшийся вечным СССР (к той же уловке сегодня прибегают с целью развалить уже Армению или ту же Россию). Порядок в доме – начало всех начал. Ему нет, и не может быть альтернатив!
Как получилось, что Карс, одна из главных естественных твердынь Армении, оказался в Турции, а изолированный Сюник, на который наступали действовавшие в унисон орды большевиков, турок и мусаватистов, остался в пределах Армении? Ответ прост – в немногочисленной армии Нжде царила дисциплина, а отношение к врагу отвечало требованиям войны того времени. Большевистских и турецких агентов расстреливали и сбрасывали с татевской скалы в пропасть. Если бы так же действовал и генерал Мазманян, ему не пришлось бы кончать свою благородную и нужную нашему народу жизнь самоубийством, а Карс остался бы в руках армян, а не сдан Карабекиру. Вопрос стоит именно так – либо погибнут предатели, либо погибнем мы! В вопросе жизни и смерти нации нет места «плюрализму мнений», что бы ни болтали на сей счёт любители разговоров в пользу богатых (бедные, с которых нечего взять, давно им надоели). Либо мы, либо они! Третьего не дано, причём, не только нам.
Как получилось, что у нас появились нравственные уроды, для которых демократия (в их специфическом понимании) дороже Арцаха? Так же просто! Их, как и всякую заразу, плодит ими же порожденный вакуум дисциплины, своего рода вирус иммунодефицита государства. Если бы сакунцы, ваняны и прочая нечисть знали, что любое посягательство на предательство, не говоря уже о самом предательстве, будет непременно наказано по закону, они не осмелились бы вести себя так нагло. Предательство стало прибыльной профессией, а патриотизм требует жертв, что чрезвычайно несправедливо. За предательство, как и за всё на свете, надо платить, а бесплатный сыр бывает, как известно, только в мышеловке.
Примером этой возмутительной ассиметрии служит равнодушие нашего общества к героиням прошлогодней выставки в Тегеране.
Статья на нашем сайте, в которой выдвигалось справедливое требование представить их к государственной награде, оказались гласом вопиющего в пустыне, хотя речь шла, напомню, о символическом признании их примерного поведения. Ссылки на эти статьи были послана на сайт газеты «Азг», в редакции которой работала одна из девушек. Газета не сочла нужным откликнуться на это обращение.
Наши души терзает непримиримый конфликт между рыцарским духом Дон-Кихота и плебейской приземлённостью Санчо Пансы. Шпенглер утверждал, что экономике нужно слабое государство, не способное помешать свободе бизнеса. Могут ли наши окруженные врагами государства позволить себе роскошь либерализации экономики? В наших конкретных условиях либерализация означает национальную катастрофу с необратимыми последствиями. Оправдывать это уродство ссылкой на необходимость следовать за США, где «лучше нас знают, как быть», весьма глупо. Совместить несовместимое невозможно, а пытаться добиться этого – нелепо. Стоит вспомнить в этой связи идеологему коммунизма, предсказывавшую «неизбежное отмирание государства» в конце истории. Конца истории мы так и не дождались, зато иллюзия исторической предопределённости лучезарного будущего стоила нам утраты большей части Родины.
Капитализм (хотя то, что происходит сегодня у нас, едва ли можно назвать этим словом) идеализируют ссылками на предпринимательский гений армянских нефтепромышленников Баку, но пример этих людей, по зрелом размышлении, не внушает энтузиазма. Они считали, что деньги надо зарабатывать в Баку, а тратить в Тифлисе. В Шуши они милостиво соглашались только молиться. Эта иерархия обрекла Ереван на роль обочины, а не столицы армянского мира. Дух Арташата, Тигранакерта и Ани чужд чистогану, как бы мы ни идеализировали бизнес в угоду сегодняшнему культу капитализма без берегов.
Нужно следовать своей, а не чужой судьбе! Армяне пережили наднациональный коммунизм не для того, чтобы сделаться добычей вненационального либерализма. Мы должны пережить и похоронить глобализм, как мы пережили и похоронили коммунизм, а не пытаться вписаться в новое идеологическое поветрие, выдуманное паразитами, которым безразлична судьба даже собственных народов.
Государственный подход к идеологии любого рода подразумевает её безусловное подчинение миссии государства, которая у нас пока не сформулирована. Глобализм (как и коммунизм) отрицает саму идею миссии, пытаясь причесать весь мир под одну гребёнку. Венцом лживых претензий Советов на наднациональность стал проводившийся под знаменем интернационализма геноцид армян в Азербайджане. Коммунизм развенчан, и его хотят забыть, как дурной сон. Однако то, чем Запад пытается заполнить образовавшийся вакуум, внушает даже меньший оптимизм, чем бредни кремлёвских мечтателей.
Хорошо только то, что работает, причём работает на нас! Коммунизм продержался на плаву 74 года, а то, во что выродился капитализм, издыхает на наших глазах по прошествии 20 лет после гибели СССР. Капитализм в его дикой версии не работает и в Америке, которая не может позволить себе роскоши эмиссии денежной массы до бесконечности, хотя у неё есть возможность переложить бремя своей инфляции на другие страны. Треть населения США, провозгласивших своей миссией защиту прав человека, имеет призрачные права на существование, не имея работы и шанса её найти. Как вернуть рабочие места из стран третьего мира с дешёвой рабсилой, не знает никто, включая Обаму, не скупящегося на обещания обеспечить занятость, но не способного прекратить вывоз капитала из США. Печальна участь цитадели американского автомобилестроения – Детройта, брошенного на произвол судьбы такими гигантами как Форд, Крайслер и Дженерал Моторс. Бывшие рабочие этих компаний умеют только собирать машины. Куда им деться и что делать, не знает никто. Достоин ли подражания такой пример?
Поскольку речь идёт о выборе приоритета, нужное нам (именно нам, а не кому-то!) решение подразумевает безусловное подчинение космополитического плебейского начала патриотическому дворянскому. Культивирование дворянских добродетелей в связи со службой в рядах Армянской Армии часто обсуждается на нашем сайте, и очень отрадно, что этот тезис огласил и поддержал в своем выступлении перед военнослужащими президент Армении Серж Саргсян. Вопрос лишь в том, как это осуществить.
Армянский народ, накопивший огромный исторический опыт, стоит перед новыми вызовами, к которым он не подготовлен в силу беспрецедентности обстоятельств. Нечто сходное произошло в 1920 году, когда мы оказались не готовы к сговору большевиков с кемалистами. Поэтому нам нужно использовать не только свои знания, но и, памятуя о том, что учиться никогда не поздно, перенять и творчески осмыслить чужой исторический опыт.
Всё новое – хорошо забытое старое. Реформы Бисмарка, превратившие Германию в самое экономически развитое государство Западной Европы, предоставили немцам невиданные в западном мире социальные гарантии (Бисмарк пошёл на это с целью нейтрализовать влияние марксизма) вкупе со столь же невиданным экономическим ростом. Идейное наследие Бисмарка оказалось поразительно жизнеспособным. Его реформы заложили основу социальной политики свгодняшнего ЕС. Германия стала сверхдержавой науки и техники, дав миру, как говорил мой отец, «толпу великих гениев» (немцы составляли большинство лауреатов Нобелевской премии между 1901 и 1933 годами). Научному прогрессу способствовали научно-промышленные ассоциации, обеспечившие синтез науки с производстваом. Бизнес был подчинён нуждам государства. Если бы Бюлов и Каприви, сменившие Бисмарка на посту канцлера, не позволили втянуть Германию в интриги Австрии на Балканах, страна избежала бы поражений в мировых войнах и ныне была бы центром влияния и силы в мире. Детище Бисмарка сегодня известно под именем «государственного капитализма».
Бисмарку удалось то, что не удавалось никому – он заставил работать на Германию марксизм и капитализм. У нас всё вышло иначе. В советскую эпоху мы работали на коммунизм, а сегодня нас хотят заставить работать на либерализм. Участь омеги – не работать на себя. Если мы хотим избежать вовлечения в чуждые Армении схемы «развития», обрекающие её на роль страны третьего мира, нам надо внимательно изучить опыт бисмарковских реформ. Речь идёт о выборе правильного направления.
Мы – не приученные к порядку немцы, и механический перенос их опыта на нашу почву невозможен. Но у нас есть условия для старта и основания для оптимизма.
Советская Армения по праву считалась республикой с развитой производственной и дорожной инфраструктурой. Последнюю можно уподобить висящему на стене ружью, которое пока не выстрелило. Есть и квалифицированный персонал, до сих пор не востребованный в стране, не определившейся с выбором своего пути. Надо восстановить разворованный АОД индустриальный потенциал, наведя в Армении государственный порядок.
Для того, чтобы заставить наш капитал работать на Армению, нужна не столько его либерализация, сколько наведение в стране порядка. АОД превратил Армению в заштатную страну третьего мира с компрадорским руководством, делавшим деньги на разворовывании национального достояния и импорте барахла из Турции. Нужно выпестовать класс промышленников-патриотов из числа наиболее талантливых и мужественных представителей нашей молодёжи. Пока этого нет, надо максимально использовать мощный потенциал Спюрка (ещё один довод в пользу репатриации).
Кое-что в этом направлении уже сделано. Создан и довольно успешно развивается военно-промышленный комплекс. У Армении лучшая автодорожная сеть и лучший аэропорт в регионе, но заметная часть заводов простаивает из-за инвестиционного голода. Армянский капитал предпочитает вкладывать деньги в гостиничный бизнес в Кобулети, что ещё раз напоминает о необходимости придать развитию Армении необратимый и системный характер. Если мы хотим действовать по Бисмарку, нам надо прежде всего создать социальную базу, опираясь на которую можно провести нужные нам реформы, Такой базой призван стать только класс капитанов бизнеса из людей с державно-патриотическим, а не базарно-торгашеским мышлением.
Самое главное – ни в коем случае не терять веры в себя! Недаром свою идеологию Нжде определил словом «Цегакрон» - «Этновера». Патриотизм был для него именно религией, символом Веры в будущее. Неверие в себя, упорно насаждаемый усилиями наших врагов пессимизм – самоубийственный для нас путь. Мы – не немцы и не обязаны ими быть! А перенимать лучшее, учась у других, мы никогда не стеснялись.
Есть ещё один момент, не освещённый в этом разделе – культурная составляющая преобразований. Этот вопрос будет рассмотрен нами в заключительной части статьи.
Автор: Александр МИКАЭЛЯН
Фото и статья:
http://voskanapat.infо