Интервью Voskanapat.info, ставшее возможным при активном содействии сайта ArAcH.do.am, с проживающим в Амшене соотечественником, Ялмазом ХЕМШИНЛИ. Мы не стали подвергать сомнению некоторые цифры и сведения, озвученные нашим собеседником, ибо главная мысль данного интервью заключается в неоспоримости общности происхождения армян, живущих в Армении или диаспоре, и амшенцев, неотъемлемой частице армянского народа. Амшенцы такие же армяне, как ширакцы и сюникцы, лорийцы и двавахкцы, арцахцы и котайкцы. У нас одна и та же кровь, те же гены. У нас общее происхождение, общее прошлое и, мы в этом уверены, общее будущее. Послушаем, что думает по этому поводу амшенский армянин Ялмаз Хемшинли.
- Расскажите про жизнь амшенских армян Турции. Чем они занимаются, как адаптированы в общество?
- Амшенские армяне участвуют во всех сферах жизни Турции, включая политику, культуру, телевидение, спорт и так далее. Большая часть амшенских армян проживает на северо-востоке Турции (данный регион в Турции именуется как Hamşen (Амшен) более 75% населения которого составляют этнические армяне (хемшилы). В Амшене проживают также лазы, турки, греки и т.д. Стоит особо отметить, что турецкие официальные данные систематически занижают данные о хемшилах, при этом они называют хемшилов «частью турецкого общества», то есть турками, что не только является неправдой, но и оскорбляет наше национальное достоинство.
Да, большая часть хемшил исламизирована, но этот совсем не значит, что мы лишились национальной идентификации. Среди хемшил и сегодня есть люди, возвращающиеся к Христианству, меняющие мусульманские имена на армянские и общехристианские. Еще больше хемшилов остаются привержены исламской религии, но дома молятся на армянском языке.
В Турции этническими армянами Амшена сняты несколько фильмов на хемшильском диалекте. Наиболее известными из них являются «Momi» («Бабушка»), был снят в 2000 году, а также «Осень» («Sonbahar»). Кроме названных, есть и много других фильмов, снятых хемшилами.
Есть немало известных певцов – Гёкхан Бирбен (Gökhan Birben), Кязым Коюнджу (Kâzım Koyuncu), Сурен Алчин (Suren Alçin), Мурат Ферихоглу (Murat Ferihoğlu), Ченк Ташкан (Cenk Taşkan) и многие другие. В 2005 году вышел в свет первый альбом - «Кто это? — Песни амшенцев» (Vova? — Hamşetsu Ğhağ) – вобравший в себя исключительно народные песни, исполняемые в основном на хемшильском диалекте армянского языка.
- Существуют ли в Турции, в частности, в Амшене, межнациональные проблемы?
- В Турции очень большие межнациональные проблемы. Со второй половины 19 века и до двадцатых годов прошлого века остро стоял Армянский вопрос, а теперь Турция сильно озабочена Курдским вопросом. Представителям нацменьшинств жить в Турции не легко, особенно армянам, грекам, арабам, курдам, то есть народам, имеющим исторические основания на жизнь в Турции (автохтонные народы), в отличие от тюрков (турок). В Конституции Турции, статья 66, написано, что каждый гражданин Турции является турком, именно поэтому согласно официальным данным переписи, свыше 90 % населения Турции составляют турки.
В самом Амшене жизнь для хемшилов, благодаря компактному проживанию и изолированности региона, достаточно терпима. Возможно, поэтому в последнее время турки пытаются проникнуть в наш регион и развить у нас туризм. В Амшене также проживает много лазов (исламизированных грузин), у которых с армянами вполне дружеские отношения. Немало также греков-мусульман (урумов) и понтийских греков, отношения которых с хемшилами можно назвать братскими.
- Каково примерное количество армян в таких городах как Трабзон, Орду, Ризе, Хопа, Хемшин и в остальной Западной Армении?
- Конкретных данных не может дать никто, так как в Турции, вследствие известных исторических событий, очень много скрытых армян среди турок, курдов, арабов и других народов. Согласно официальным данным, в Турции проживают 150-200 тысяч армян (в основном, в Стамбуле) и хемшилы, которых они называют турками. Однако у нас другие данные, согласно которым в Турции проживают минимум 7 миллионов армян (хемшил, скрытых армян, крипто-армян и стамбульских армян), то есть это самый минимум численности армян в Турции. Конкретнее могу сказать о северо-востоке Турции (турки называют этот регион Hamşen – Амшен). Данный регион представлен в Турции 7 илами (областями): Артвин (Artvin), Орду (Ordu), Трабзон (Trabzon), Ризе (Rize), Байбурт (Bayburt), Гюмюшхане (Gümüşhane) и Ардаган (Ardahan), также северные части илов – Эрзерум (Erzurum) и Карс (Kars). Общая площадь – 45 тысяч км2, население – около 5 миллионов человек.
Национальный состав по всему Амшену:
1. Хемшилы - 76,5% (3 миллиона 820 тысяч человек)
2. Лазы - 15% (750 тысяч человек)
3. Греки - 3,5% (180 тысяч человек)
4. Другие (турки, курды, русские....) - 5% (более 250 тысяч человек)
А вот как расселены хемшилы по илам Амшена :
1. Орду - 66% (787 тысяч человек)
2. Артвин - 90% (280 тысяч человек)
3. Ардаган - 67% (349 тысячи человек)
4. Ризе - 78% (570 тысяч человек)
5. Байбурт - 97% (296 тысяч человек)
6. Гюмюшхане - 86% (388 тысяч человек)
7. Трабзон - 64 % (850 тысяч человек)
- Простите, но приведенные цифры, будем говорить прямо, не представляются реальными. Откуда такие точные источники?
- Перепись (или опрос) проводилась мною лично, а также моими знакомыми (в общем, пара сотен человек). Начали мы в 2008 году, а закончили в 2010. Проводить какие-либо опросы в Турции очень тяжело, они считаются незаконными. Кроме того, отвечают не все, потому что многие боятся последствий. Цифры не конкретные, а лишь приблизительные, но, в общем, они довольно точно отражают действительность и наши данные.
- Каково отношение армян Турции к Армении, Арцаху и диаспоре?
- Отношение большинства хемшил к армянам братское, так как мы – один народ, но есть и уже сильно тюркизированные личности, или люди, которые, слыша как отзываются о хемшилах армяне Армении и диаспоры, крайне негативно относятся к слову еrmeni (армянин) и просят, чтобы их называли hemşinli (хемшилы). Стоит за это поблагодарить отдельных личностей среди армянского народа, которые делят наш народ. В Советское время (в конце 1980-х) группа хемшил из Средней Азии, а также из Турции и Грузии (Аджарии) просили переселить их в Армению (по зову крови), но им было в этом отказано руководством Арм.ССР.
По поводу освобождения Арцаха. Хемшилы полностью поддерживают своих братьев армян, даже были созданы группы, которые должны были направиться в Степанакерт, для помощи, но турецкое правительство закрыло границу, а руководителей данных группировок посадили. Их имена всем в Амшене известны: Мехмет Чинай (Mexmet Çinai), Юсиф Салтиноглу (Yisuf Saltinoğlu), Бибен Шевкетоглу (Biben Şefketoğlu), Ахмет Суреноглу (Axmet Surenoğlu), Янис Сурени (Yanis Sureni) и другие.
- Подвергались ли армяне-мусульмане уничтожению, притеснению в Турции?
- В 1461 году Амшен был захвачен турками. После османского завоевания на протяжении XVI—XVIII веков значительное число амшенцев было вынуждено к принятию ислама, однако им удалось сохранить свой язык и культуру. Исламизированные амшенцы (хемшилы) долгое время не преследовались турецкими властями. В XIX веке хемшилы населяли причерноморское побережье Османской империи.
Амшенцы, не принявшие ислам, в большинстве своём переселялись в западную часть Понта: в Трабзон, Гиресун, Орду, Самсун, на запад Турции (Адапазары, Болу и др.), а позднее также на черноморское побережье Российской империи. Лишь в отдельных районах Амшена, например, в местечке Елиовит, сохранялось христианское население. В начале XX века, в связи с Геноцидом армян и войной за независимость Турции (Вот как идеология может извратить историю. – Voskanapat.info), большинство спасшихся амшенцев-христиан Турции эмигрировало в поселения на территории России. Группа амшенцев из Адапазары, согласно некоторым источникам, нашла убежище в Армении. Стоит отметить также, что хемшилы-мусульмане, во время Геноцида армян помогали своим братьям армянам и сражались против турков.
В 1878 году по Сан-Стефанскому мирному договору в состав Российской империи вошел Батумский округ, на территории которого располагались двенадцать хемшильских сел.
25-26 ноября 1944 года хемшилы вместе с греками, курдами и турками были депортированы, как «неблагонадежное население», из Аджарии в Киргизию и Казахстан.
16 января 1970 года на северо-востоке Турции (Хопа, Артвин, Орду) вспыхнуло восстание хемшил, погибло более 1000 человек, а лидеров группировок арестовали. Восставшие требовали автономии, а также признания их как части армянского, а не турецкого этноса.
В 1982—1984 годах 22 хемшилские семьи переехали из Киргизии в Апшеронский район и, примерно в это же время, вместе с первыми семьями турок и курдов — в станицу Пшехскую Белореченского района Краснодарского края. Межнациональные конфликты в Средней Азии подтолкнули в 1989—1990 около 200 хемшильских семей из Киргизии бежать в Краснодарский край.
В конце 1980-х хемшилы Казахстана направили петицию правительству СССР с просьбой разрешить им переселиться в Армению. Однако их просьба была отвергнута Москвой ввиду опасений, что переселение мусульман в Армению может вызвать конфликт с христианским населением.
В мае 1992 года в связи с военными действиями на границе между Арменией и Нахиджеванской автономной республикой возникла угроза военного вмешательства Турции в конфликт. В ответ на это были созданы хемшильские группировки, численностью более 200 тысяч человек, которые пригрозили вмешаться в Карабахский конфликт на стороне Армении, а также, вместе с курдами, начать восстание в Турции. В 1993 году Турция в одностороннем порядке блокировала границу с Арменией.
- Как относятся турецкие армяне к сегодняшней политической элите Турции?
- Исходя из предыдущего вопроса, думаю, всем ясно, как относятся хемшилы к власти. Данная власть не имеет влияния на востоке и юго-востоке Турции, так как там пользуется авторитетом прокурдская партия «Демократического общества», и не действует на северо-востоке (Амшен), но формально там властвует умеренно исламистская консервативная партия «ПСР». Чтобы убедиться в сказанном, предлагаю вам посмотреть данные видеозаписи, которые подтвердят мои слова: 1) Хемшилы Хопы протестуют против Эрдогана, убиты двое охранников. 2) Артвинцы солидарны с армянскими братьями из Хопы.
- Делается ли что-то для налаживания связей между Республикой Армения и армянами Турции? Считаете ли вы, что нужно больше работать в этом направлении?
- В Амшене на протяжении нескольких веков делается всё, чтобы сохранить свою армянскую идентификацию. Хемшилы не ассимилировались, хотя были разные методы со стороны турецких властей, которые продолжаются и по сей день. В Армении особо на тему Амшена не говорят, лишь отдельные личности посещают иногда наш регион из Армении и диаспоры, но у правительства Армении нет интереса к данному региону, зато этот интерес появляется у соседа Армении – Грузии, которая уже объявляла несколько раз северо-восток Турции историческим регионом Грузии, а хемшил – тюркизированными и исламизированными грузинами. Стоит при этом отметить, что прямого территориального вопроса к Турции они не предъявляют, так как у них вполне хорошие отношения с ними (политические и экономические), а разрушать это всё из-за придуманного ими же мифа они не хотят. В общем связь почти отсутствует, естественно, хочется, чтобы в Армении начали больше интересоваться данным регионом, так как хемшилы – это армяне, а Амшен – земля армянского народа.
- Совпадает ли ваше мнение с мнением большинства амшенских армян в Турции?
- Наше мнение совпадает с мнением большей части хемшил (более 90%), мы так говорим, так как живём здесь, всё видим и слышим своими глазами и ушами. 10 % хемшил, которые называют себя турками, это уже ассимилированные и тюркизированные армяне, которые живут вне Амшена, на западе Турции, в Киликии или же во внутренних районах, также к этим 10 % можно отнести хемшил, которые негативно относятся к армянам вследствие определенных обстоятельств, которые были указаны в предыдущих вопрсоах. К сожалению, ни для кого не секрет, что среди «Milliyetçi Hareket Partisi» и Ergenekon (ультраправые националисты Турции) немало этнических армян, а именно хемшил. К примеру о своих хемшильских корнях заявлял лидер организации «Эргенекон», члены которого убили Гранта Динка, генерал в отставке - Veli Küçük (Вели Кучук). Но в целом еще раз скажу, что более 90% , а это абсолютное большинство хемшил, мнения которых совпадают с нашим, полностью солидарны с нами. Однако важнее, чтобы нас приняли наши братья по ту сторону границы, как своих братьев АРМЯН, ведь кровь важнее всего.
- Спасибо, было очень интересно. Спасибо что вы есть!
- Вам Спасибо, надеемся, что это интервью донесёт до всего армянского народа, что МИАЦУМ ещё не завершён.
http://voskanapat.info