Армянский информационный интернет портал  
Новости Видео ТВ Блоги Об Армении О проекте Магазин Почта Реклама
 

Поиск по сайту

 
 

Статьи

   

Погода

 
         

Опрос

 
Интересна ли Вам идея армянского русскоязычного электронного журнала в формате PDF ? Стали бы Вы его читателем?

Да, если будет интересным (если бесплатно)
Да, если будет интересным (даже с подпиской)
Нет
 

Рекомендуем!

 


 

 

 
Главная » Статьи

Границы Великой Армении и Кавказской Албании и этническая история Арцаха(часть2)

добавил: Van 4 декабря 2011 просмотров: 3930

Границы меняются - Арцах остается армянонаселенным

Однако в конце IV века в регионе происходят радикальные геополитические изменения. Армения делится между Сасанидской Персией и Римом , притом 3/4 переходит к Персии, к Персии присоеденяются также вся Иберия и Албания. Сасанидские власти вскоре проводят новое административное деление границ. Восточные области Армении – Утик и Арцах включаются в состав Албании (до 50 гг. V века ). Фавстос Бузанд свидетельтвует : «много гаваров было отторгнуто; и тогда, и после того армянское царство разделилось, распалось, уменьшилось и потеряло свое прежнее величие». 104 Анания Ширакаци, армянский географ VII века , размещает территорию самой Албании к северу от Куры: «Албания, то есть Агванк, находится к востоку от Иберии, смежна с Сарматией у Кавказа и простиратеся до Каспийского моря и до пределов армянских на Куре (Եւ ցՀայոց սահմանսն առ Կուր գետով)». 105 Ширакаци также пишет: «Но мы рассказываем о собственно стране Албании, которая находится между большой рекой Курой и Кавказкими горами» (մեջս է մեծի գետուսն Կուրա եւ Կովկաս լերինն). 106 Однако он четко указывает присоеденение к Албании правобережных армянских областей: «Албания заключает в себе следущие провинции : Ехни, Бех, Камбечан, Шака, Востани-Марцпан, Дашти-Балакасан , и другие провинции, кои были отторгнуты от Армении (Ի Հայոց հանեալ է) : Шикашен (Сакасена), Гардман, Колт, Заве и ещё двадцать (гаваров) областей до впадения Аракса в реку Куру». 107 Перечисляя провинции самой Великой Армении , Ширакаци включает в этот список также край Арцах : «Великая Армения разделяется на 15 следующих провинций ; ...9. Арцах ... 12. Ути...». 108 Армянский географ дословно пишет о присоединении к Албании 9-го гавара Великой Армении – Арцаха : «Арцах, рядом с Сюник. В нём заключается двенадцать провинций, которые присоединены к Албании…». 109 И так с исторического периода V века граница Армении и Албании переходит от устья реки Курa на запад , вплоть до севанских и арцахских гор в области небольшой реки Агари (Hagari). Соответственно название «Албания» (Арран, Агванк) в результате определенной интеграции двух берегов вышеназванной реки переходит также на правобережье Куры. По этой причине с V века, и особенно после укрепленеия новых границ , территория, где рассположен гавар Арцах и всё правобережье в целом называется «Агванком», что армянское название Албании. Этнические границы однако , остаются прежними, и албаны , как раньше , так и потом , продолжают расселяться на левобережье Куры, в территории между Каспийским морем и Кавказским хребтом. Крайне важный исторический аспект этнических границ армян и албанцев становится ясным также по пораллельному анализу тех первоисточников, которые писали уже после присоеденения Арцаха к Албании. Павел Орозий , живший в IV-V вв., т.е. уже во времена присоединения к Албании Арцаха, продолжает размещать кавказских албан на левобережьи Куры : «Между колхами, которые находятся выше Киммерийского моря, и албанами, живущими у Каспийского моря, возвышается гора Кавказ». 110 У него же находим сведение о прикаспийских территориях северо-восточного Кавказа : «Так вот, [на пространстве] от моря Каспия... проживает тридцать четыре народа. Но в целом ближайшую область называют Албанией». 111 Орозий буквально размещает племен самой Албании на пространстве вблизи Каспия, что соответствует с другими сведениями более ранних античных авторов , размещающих кавказских албан на прикаспийских равнинах вплоть до реки Кура и Кавказского хребта. Примечательны сведения сирийского автора VI века Захарии Митиленского : «Случилось в то время, что был послан (из Албании) туда Пробос с посольством от императора… Через 14 лет (буквально «две недели лет») он ушёл, и был другой армянский епископ по имени Макар…». Упоминание Митиленским армянских епископов («был другой армянский епископ») из Албании, яркое доказательство того, что под наименованием «Албания» уже подразумевались две ее части – армянское правобережье и албанское левобережье. Это становится ясным также из следующих строк Митиленского : «Аран также земля, в той же земле Армении, со (своим) языком, с народом верующим и крещеным, у них есть царек, подчиненный персидскому царю». Здесь Митиленский уже подразумевает собственно страну Албания на левобережье Куры. 112 Из сведений Менандра Византийского (VI в.) явствует , что албаны в конце VI века продолжали жить на северном берегу реки Кура : «Римские военачальники опять вступили в Албанию, заставили савиров и албанов переселиться по сию сторону реки Кира…». 113 Ясно, однако, это переселение было временным и частичным явлением. Об армянском населении Арцаха того же периода более чем четко сообщает армянский автор раннего средневековья Степанос Сюнеци (VIIIв.): «И так же /следует/ знать все окраинные диалекты (զբառսն եզերականս) своего языка (զքո լեզուիդ), кои суть корчайский и хутский , и Четвертой Армении , и сперский , и сюникский , и арцахский (զՍիւնին, եւ զԱրցախայինն)». 114 В самом начале VIII века, после завоевания арабами всего Кавказа, наместничество (марзпанство) Персии Албания (Арран) упраздняется. На месте самой Албании – левобережье Куры, постепенно начинает формироваться новое политическое образование – Ширван, до XI века управляемое разными княжескими домами (ширваншахами) арабо-персидского происхождения.
Новая столица албанского наместническтва в области Утик

Историки, цель которых намеренное исскажение и фальсификация истории, часто в наборе сфабрикованных «фактов» указывают наличие города Барда/Партава (правый берег Куры, область Утик) , как столицы Албании, тем самым снова создавая иллюзии, якобы, правобережье этой реки также являлось собственно албанской территорией, как и левобережье . Не случайно, однако, эти же авторы не упоминают, когда и как город Барда стал столицей Албанского наместничества . В течение всей античности, когда албанское царство было суверенной страной , столицей его был город Кабала , находящийся соответственно на левобережье Куры. Об этом пишет Плиний Старший : «Главные города в Албании – Кабалака, а в Иверии Гермаст …» (praevalent oppida Albaniae Cabalaca … ). 115 Город Барда стал столицей албанского наместничества Персии только в 460-ых гг., т.е. уже тогда, когда Утик и Арцах были присоединены к Албании. Надо отметить , что Барда был основан по поручению персидского царя Пероза, изначально же наименовалася как Перозапат. Каганкатваци пишет : «По повелению Пероза, царя персидского, Вачэ построил великий город Перозапат, именуемый ныне Партавом». 116 Это же повторяется у Мхитара Айриванеци (XII-XIII вв.): «Царь Ваче построил город Партав». 117 Ряд арабских авторов основание города Барда (Барда’а) связывают с именем персидского царя Кавада I (V-VI вв.). 118
Восточный край в средние века

Начиная с X- XI веков исторические сведения о народе «албаны» , как о существующей нации , в исторической литературе не встречются. Албаны – население левобережья Куры , в течении VII- IX вв. под арабским владычеством приняли ислам и были арабо-иранизированы, что не произошло с населением правобережья Куры – армянами . В XI- XII веках, в результате огромного потока огузских-сельджукских племен из Средней Азии, мизерное число албанского населения самой истори- ческой Албании было ассимилировано. Малочисленные потомки субэтнических групп кавказских албан (лезгины, лакцы, удины , цахуры, табасаранцы, рутулцы, агулцы, будуги, хиналугцы) по сей день проживают на севере Азербайджана, юге Дагестана и прилегающих к нему ограниченных территориях северо-востока Кавказа.

Армянский Агванк – правобережье Куры, и , в частности Арцах , будучи армянонаселенной областью , остается самоуправляемым княжеством и носителем , в том числе, наименовании «Арран» или «Хачен» (от арм. хач – крест). В 80-х гг. IX века, когда суверенность Армении была восстановлена и некоторое время Армения держалась как централизированное государство, Арцах/Хачен стал неотделимой частью багратидской Армении . О знаменитом князе Арцаха/Хачена этого периода Сахле Смбатяне пишет арабский летописец Абу-л-Фарадж (XIII век) : «Но его (Бабека) узнал Сахл ибн Сунбат; армянский батрик, и взял его в плен . Он хотел откупиться от него большими деньгами, но он (Сахль) не принял этого и отправил его к ал-Афшину после того, как армяне изнасиловали в его присутствии его мать, сестру и развратницу-жену. Так же поступал дьявол (Бабек) с людьми , когда он брал их в плен вместе с женами». У другого арабского летописца Ал-Макдиси (X в.) читаем: «Однако Сахл ибн Сумбат; христианин, один из армянских батриков , узнал его (Бабека)… ». Мас’уди (IX-X вв.) пишет : «Они достигли места в области Сахля ибн Сунбата, одного из армянских батриков …». 119 То же самое отражено у Баладзори (IX в.), который в «Книге завоеваний стран» пишет : «Армянские батрики продолжали жить в своих владениях, защищая каждый свою область … Позднее Му’тасим-биаллах правителем этой страны назначил Хасана ибн-Алия бадагита, известного под прозвищем ал-Мамуни; он распустил батриков и свободных людей (дворян) страны и так мягко обходился с ними , что они пренебрежительно стали относится к власти (халифа) … В это время восстал Исхак ибн-Исма’ил ибн-Шушайб … а Сахл ибм-Санбат, батрик, напал представителя Хайдара ибн-Кауса ал-Афшина (наместника) в Армении …». 120 Мас’уди оставил интересное сообщение о княжеском роде Севордик (арм. «Черные сыны» – народная этимология) - правителей Гардмана : «Затем она (Кура) течет через земли Сийавурдия, которые являются ветвью армян ; они храбры и сильны, как мы упоминали в сообщении о них …». 121 К этому периоду относится документальное сведение императора Византии Константина VII Порфирородного (X век) , который , направляя официальные письма на имена князей Хачена (Χατζιένης) и Гардмана, адресует их «в Армению». 122 Сирийский историк Михаил Сириец (XII в.) гардманского епископа причисляет к числу армянских священников. 123 Чрезвычайно интересны сообщения армянского автора IX-X веков Иоанна Драсханакертци. Рассказывая о своей поездке «в страну восточную Албанию, к великому князю Сааку» (владыке Гардмана и Парисоса на правобережье Куры) и «к царю Атрнерсеху» (царство «Албания» армянских и византийских , «Эрети» грузинских и «Шакин» арабских авторов на левобережье Куры), он пишет : «прибыл в край Восточный – Алванк к великому ишхану Сааку и к царю их Атрнерсеху, что на северо-востоке Кавказа, ибо и они из нашего народа (զի եւ նոքա ի ժողովրդէն մերմէ) и паства пажити нашей (եւ խաշն արօտի մերոյ էին)». 124 В данной инфомации население края считается частью армянского народа и по признаку вероисповедальному (и паства пажити нашей) и по признаку национальному (они из нашего народа). Относительно истории армянского Агванка в эпоху раннего средневековья ключевое значение имеет труд Мовсеса Каганкатваци, уроженца гавара Утик .Так, анализируя его сообщения о просветительской деятельности Маштоца в Албании в начале V века, становится ясным, что Каганкатваци не причисляет к албанским племенам ни себя, ни свой «народ востока», тем самым четко различая армянское население правобережья Куры от собственно албанского населения левобережья: «Прибыли они к Месропу и с ними вместе (Месроп) создал письмена для изобилующего гортанными, грубейшими, варварскими и труднопроизносимыми звуками языка гаргарийцев». Соверешенно понятно, что армянину Мовсесу должен был показаться «гортанным», «грубейшим», «варварским» и «труднопроизносимым» язык албан-цев/гаргарийцев. Место расселения этого племе 125 ни становится ясным по сведениям атничных авторов, в том числе Страбона : «Метродор Скепсийский и Гипсикрат, также знакомые с этими местами, сообщают, что амазонки живут рядом с гаргареями на северных предгорьях Кавказских гор, называемых Керауния». 126 Ныне на этой территории проживает народ ингушей , самоназвание которых «галгай». Каганкатваци имеет четкое представление о наличии территории самой Албании на левобережье Куры . Так, он пишет: «Вернувшись в Армению, он (Маштоц) отправился в Восточный край, в гавар Ути», далее он продалжает : «Он возобновил и укрепил веру христианскую, распространив проповедование Евангелия в гаваре Ути, в Албании, в Лпинке, в Каспии, до ворот Чора». 127 Хотя Каганкатваци писал в X веке, т.е. уже тогда , когда правобережье Куры рассмотрвалось как часть Албании , (и соответственно называлась «Албанией»), тем не менее он четко различает армянский Агванк от самой Албании , прямое правобережье Куры – область Утик и Албанию, перечисляя отдельно. Однако уже в сведениях , относящихся особенно к поздним этапам истории, он неоднократно указывал Утик в рамках Албании своего времени. Если Хоренаци, автор V века, в рассказе о битве Ерванда с Смбатом видит Утик в границах Армении 128 , то Каганкатваци , живший в Х веке, в том же рассказе 129 помещает Утик уже в Албании свого времени (такие примеры ловко используются амбициозными историками). То, что Каганкатваци не причисляет себя к албанцам нетрудно поять из его же строк: «В то же время он (Маштоц) стал превосходным проповедником и апостолом для диких племен горцев, живущих у подножья гор, которым он на их же языке объяснял и знакомил [со Святым Писанием]». 130 После данной информации нелепо считать Каганкатваци албанцем, ибо он дословно называет чуждым для себя язык албанцев. Мовсес Каганкатваци размещает племена самой Албании на левобережье Куры, «у подножия Кавказских гор, в долинах и ущельях к югу, до того места, где начинается равнина», а создание северо-восточного наместничетсва Армении также относит к царю Валаршаку : «Здесь начинается [история] княжество страны Алуанк. От начала сотворения человеческого рода до царя армянского Валаршака о проживающих близ высоких гор Кавказа мы не можем ничего достоверного рассказать слушателям. При установлении порядка у жителей северных он созвал [представителей] пришлых диких племен, живущих в северной равнине и у подножия Кавказских гор, в долинах и ущельях к югу, до того места, где начинается равнина, и приказал им прекратить разбой и вероломство, платить покорно царские подати. Затем [царь] назначил им вождей и правителей, во главе которых по приказу Валаршака был поставлен некто из рода Сисака, одного из потомков Иафета, по имени Аран, который унаследовал долины и горы страны Алуанк, от реки Ерасх до крепости hЫнаракерт». 131 Для полного проявления этнополитической мозаики многонациональной Албании следует обратиться к одному из видных историографов средневековья - Матеосу Урхаеци (XI-XII вв.). Тонкий анализ его сообщений полностью изъясняет этнические и топонимические «диспараллели» , четко проявляющие всю этнополитическую картину Кавказской Албании после V века . И так, Урхаеци пишет : «Страна Агванк , которую называют глубинной Арменией (յաշխարհն Աղուանից, որ ասի` խորին աշխարհ Հայոց) ... ». 132 Он же , рассказывая о попытке вторжения в Армению византийских войск в 970-е гг. сообщает, что в специальном собрании знатных князей страны присутствовали также правители армянского Агванка : «тогда все цари армянские (ամենայն թագաւորազունքն Հայոց) ... съехались на собор к царю Армении Ашоту Багратуни». Далее автор перечисляет их имена: «Царь Капана - Филиппе и царь Агванка – Гугрен; Абас - владетель Карса ... весь дом армян собрался в одном месте ... (զամենայն տունն Հայոց ժողովեալ ի մի վայր…)». 133 В хронике Урхаеци четко отражена этнополитическая ситуация тогдашней Албании, в чем можно убеждатся из множеств сообщений средневекового автора : «... владыка Барсег, архиепископ Ширака , отправился в страну армянскую в гаварах Агванка (յաշխարհն Հայոց ի յԱղուան գաւառի)». 134 У него же сохранилось послание царя Лори Давида Анhохина (IX- X вв.) католикосу Албании Овсепу: «… Немедля созови всех епископов своих в стране твоей армянской, что в Агванке (Հայոց աշխարհիդ, որ յԱղուանսն են)…». Товма Арцруни (IX- X вв.) также причисляет князей Арцаха/Хачена (армянского Агванка) к армянским князьям : «После того, как Буха исполнил то, что задумал касательно нашей страны Армян 135 ской, добавил он к этому и уничтожение в стране нашей армянских вельмож … Из них известны по именам : спарапет Армении тэр Смбат … , Атрнерсех , ишхан Алуанка …,Сахл сын Смбата … , Нерсех, ишхан Гардмана, и, наконец Есайя Абумусэ …». 136 Об армянском населении Арцаха четко указывает Киракос Гандзакеци (XIII век.), уроженец правобережнего города Куры Гандзака (перс. Ганджа) : «А во второй части мы поместим главу о просветителях страны Агванк как сородичах (որպես զազգայնոց) и единоверцах наших (եւ զհաւատակցաց մերոց), наипаче что предводители их были армяноязычны, говорили по-армянски (հայալեզուք, հայերէանախօսք յոլովք էին), цари их подчинялись армянским царям (թագաւորքն` հնազանդք թագաւորացն հայոց), находились под их властью, а епископы рукополагались святым Григором и местоблюстителями его, народ жил вместе с нами». 137 Киракос Гандзакеци называет армянский Агванк «восточной областью»: «Итак, первым побудителем просвещения областей восточных называют Егишэ…». 138 Мовсес Каганкатваци , как правило , армянский Агванк именует выражениями «Восточная страна», «Восток», «Восточный край». Каганкатваци даже единожды не упоменает в «Восточном 139 крае» племен албанцев. Он называет жителей армянского Агванака «жителями Востока». 140 Достаточно только одного примера из труда данного автора: «род Миhрана (зачинатель княжеского рода Миhранидов в VII веке) породнился сватовством с армянскими мужами, чтобы в результате родства этого совместно властвовать над Восточным краем Алуанком». 141 Здесь Каганкатваци не только называет армянский Агванк «Восточным краем», но также дословно именует его князей и правителей «армянскими мужами». Мхитар Гош (XII- XIII вв.), уроженец армянского Агванка, в 11 гл. своего знаменитого «Судебника» пишет следущие строки :«зная подобную привычку наших гайканцев (армян), зная вполне меру себе, не буду винить вас за это», после, он продолжает: «в годы, когда мы еще издавна были лишены нашего царства, когда остались (лишь) немногие князья в стране Хаченк; во времена Гасана (յամս անիշխանութեան թագաւորութեան մերոյ, ի վաղնջուց ժամանակի մնացելոց սակաւ իշխանացս ի կողմանս Խաչենոյ, ընդ ժամանակս անուանելոյ Հասանայ…), … во времена великого князя Рубена, главы прочих князей и земель Киликии (Киликийского Армянского Царства - ред.)…». Тем самым позиция Гоша, относительно этнополитической принад-лежности Хачена более чем понятна. Говоря о царе Армении Абгаре , он называет его «нашим царем» (մերն արքայ Աբգարիոս). 142 Армянская этническая принадлежность Арцаха потверждается персидским хроником XIII века : «Xачен страна труднодоступная, среди гор и лесов. Это одна из областей Аррана , где проживают армяне (население «есть армянское» - «армани анд»). Люди Абхаза называют их падишаха «тагавер»». Арабский автор Истахри (IX-X вв.) сообщает: «Население Бардаа и Шамк 143 ора имеет армянское происхождение, и именуется Сийавурдия». 144 О правителях и князьях «Восточного края» отдельно пишут все его летописцы . Например, о знаменитом князе Арцаха/Агванка Гасан Джалале, который нередко нагло объявляется этническим «албанцем», сообщает Киракос Гандзакеци: «Вместе с другими прибыл к нему (Сартаху) и великий ишхан Xачена и областей Арцаха Гасан, которого ласково называли Джалалом (перс. - «слава», «величие», «великолепие») - муж благочестивый, богобоязненный и скромный, армянин по происхождению». 145 Он же Гасан Джалал в начале XIII века построил в Арцахе церковь Гандзасар (арм.- «гора сокровищ») на фасаде которой сохранились множество армянских надписей . Об армянском происхождении арцахских князей Мовсес Каганкатваци свидетельствует неоднократно : «Иафет, Гомер, Фирас, Торгом, hАйк … Из их же рода был Аран, назначенный правителем Алуанка». 146 Каганкатваци также пишет : «Этот затаил в своем сердце [желание] погубить древний род hАйказеан – Ераншаhиков, о которых в сей книге мы писали выше». 147 В этих строках Каганкатваци дословно называет правителей армянского Агванка , или так называемого «Восточного края» , армянами (hАйказеан). Данное сведение находит потверждение у Киракоса Гандзакеци : «И вот они, цари агванские, происшедшие от сородича Гайка Аррана». 148 О родоначальнике династии князей армянского Агванка, первым однако упоминает армянский историограф V века , знаменитый Мовсес Хоренаци. В его труде «История Армении» читаем : «А в восточном краю, вдоль границ армянской речи (он назначает) двух наместников-десятитысячников, из среды родовладыческих домов Сисакеанов и Кадмеанов, имена которых мы приводили в одной из предшествующих глав. Вслед за тем он учреждает наместничество в великом и славном многолюдном северо-восточном крае, вдоль большой реки по названию Кур, что прорезает обширную равнину, (на¬значив) Арана, мужа именитого, первого во всех делах мудрости и разума. Узнай, однако, и о людях Сисака,- ибо это вели¬кое и именитое племя мы забыли упомянуть в Первой книге,- которые унаследовали Алванскую равнину, включая ее обращен¬ную к горам сторону, от реки Ерасх до крепости, называемой Хнаракерт; страна же получила название Алвании». 149 Хоренаци четко указывает, что Аран , будучи из рода армян Сисакеанов, унаследовал алванскую равнину, включая ее обращен¬ную к горам сторону, от реки Ерасх до крепости, называемой Хнаракерт , вдоль границ армянской речи. Как видно из этого сведения, правобережье Куры называли «Восточным краем» еще в V веке, что встречается также у авторов IX- XIII вв.. Важно отметить , что Хоренаци упоминает на этих территориях всего лижь один не армянский этнос – племя удин : «Говорят, что племя утийцев и княжества гардманцев, цавдейцев и гаргарцев происходят от его (Арана) отпрысков». 150 Важно заметить также, что Хоренаци снова косвенно указывает востоной границей Армении реку Кура, четко отметив, что именно армянский царь Валаршак назначает Арана наместником северо-восточного края, и именно вдоль реки Кура, наряду с назначениями других наместничеств Армении (Рштуниды и Голтнейцы в гаваре Сисакан, Торк в Ангех Туне, Шараш в гаваре Арцн и т.д.). Средневековый грузинский летописец Леонти Мровели (XI век.) рассказывая легенду о Таргамосе и о «расселении его сыновей», относительно эпонимов албан Эросе и Мовакане пишет следующее : «А Мовакану дал [земли] к северу от Куры, от устья Малой Алазани и до моря. … Эросу дал страну к северу от Куры, от устья Малой Алазани до Ткетба, которая ныне называется Гулгула.». Про Гаоса – прародителя армян, Мровели пишет : «овладел от Оретских гор на юге до моря Гургенского (Каспия) на востоке». 151 Попытки отдельных авторов создавать иллюзии методами фальсификационных манипуляций на таких фразах как «албанские цари», «албанский като-ликос», «страна Албания» и т.п. никак не означают, что это самая «Албания» или точнее «Глубинная Армения» была албанским , ибо все факты единогласны, что там жили армяне, в противовес надуманной псевдоконцепции об «албанском Арцахе», не подкрепленным ни единым фактом, кроме ядовитой перепалки некоторых «историков». Именно на «Восточном крае» царь Великой Армении Тигран II еще в I веке до.н.э. основал один из своих городов под названием Тигранакерт. Ныне развалины Арцахского Тигранакерта обнаружены на территории современного Агдамского района. Об этом городке весьма примечательное сообщение оставил армянский автор VII века Себеос: «Хозрой (персидский царь) дал повеление полководцу своему, Шахр-Варазу, пресечь ему дорогу. Он поспешил к Арарату и прошел на Гардман, навстречу ему, и расположился лагерем в другом Тигранакерте, напротив его». 152

Отдельной темой является топонимика территории «Глубинной Армении». Все топонимы и ойконимы данного региона исключительно армянские. Приводим несколько примеров, упомянутых у средневековых авторов (Каганкатваци и т.д.) : «Мец кохманк», «Шикакар», «Джрвштик», «Чараберд», «Бердакур», «Бердзор», «Дастакерт», «Бердатехи» и т. д.
Литературные деятели Восточного края

Авторы , не имеющие себе равных в фальсификационной риторике, нередко называют культурных деятелей армянского Арцаха/Агванка этническими «албанами» , снова не аргументируя эту «концепцию» никакими фактами , кроме ядовитой полемики. Сообщения Киракоса Гандзакеци , однако , не оставляет никаких шансов для подобных фальсифиакций. Так, говоря об историографах и летописцах Армении, он дословно причисляет Мовсеса Каганкатваци к их числу . Гандзакеци пишет : «Историографы армянского народа тоже оставили множество трудов (Իսկ հայոց ազգի պատմագիրք յոլովք ցուցին աշխատութիւն). Далее наряду с Хоренаци, Егише и др. он продолжает : «…И вардапет Товма, историограф дома Арцрунидов … И Мовсес Каганкатваци, историограф Агванка». Гандзакеци, будучи уроженцем армянского Агванка, и также часто превращаемая на «албанца», пишет : «А святой вардапет Месроп, обогатив всю страну нашу армянскую (զերկիրս հայոց) учением и переводами, поручает все католикосу Сааку, а сам отправляется к агванам, создает и для них (եւ նոցա) письмена». Таких примеров можно привести множество, например , он пишет : «… Фавстос Бузанд, который повествует о том, что произошло между страной нашей армянской и персами …» ; «Мовсес Хоренаци - изложил историю Армении … до кончины армянского патриарха святого Саака и плача по стране нашей армянской …». 153 После всех этих фактов, полностью проявляется нелепость надуманных коцепций объявляющих население и культурное наследие армянского Агванка «албанским» . В списке культурных деятелей Армении, написанной Лазаром Чаhкеци (XVIII в.) читаем : « … учителя и богословы Армении следущие … великий Месроп …Анания из Санаина … Мхитар наименуемый Гош…». 154
Свидетельства и другие документы

Немец Ганс Шильдбергер (XIV-XV вв.) по сути стал первым европейцем , побывавшим в Карабахе , где он провел зиму 1420 года. После, уже в 1475-ом в Майнце , были изданы его знаменитые «Путешествия», которые позже были переизданы несколько раз. И так, в 62 гл. под заглавием «Об Армении» Шильдбергер пишет: «Я также провел много времени в Армении. По смерти Тамерлана, попал я к сыну его, владевшему двумя королевствами в Армении. Этот сын, по имени Шах-Рох, имел обыкновение зимовать на большой равнине, именуемой Карабаг и отличающейся хорошими пастбищами. Ее орошает река Кур, и возле берегов сей реки собирается самый лучший шелк. Хотя эта равнина лежит в Армении, тем не менее она принадлежит язычникам, которым армянские селения принуждены платить дань. Армяне всегда обходились со мной хорошо, потому что я был немец, а они вообще очень расположены в пользу немцев, (нимиц), как они нас называют. Они обучали меня своему языку и передали мне свой «Патер ностер»». 155 Далее Шильдбергер представляет ту молитву «Патер Ностер» («Отче Наш»), который он научился у карабахских армян. Кстати, данный текст ныне является древнейшим печатным экземпляром армянского языка. Стоит отмемтить, однако, одну важную деталь. В переводе Бруна, говорится : «Хотя эта равнина лежит в Армении, тем не менее она принадлежит язычникам, которым армянские селения принуждены платить дань», однако , более четкий перевод с немецкого оригинала дословно гласит не только то , что эта равнина «лежит в Армении» (in Armenian lag), но также указывает что: «Также и в деревнях живут армяне, но они платят подати язычникам» (Auch in den Dцrfern leben Armenier, doch sind sie den Heiden zinspflichtig). Данная информация открыто намекает на то, что и в деревнях и в городских местах края проживало именно армянское население. Кстати, армянский Арцах/Хачен стал называться «Карабахом» примерно за век до путешествия Шильдбергера. Название «Карабах» - это дословный тюркский перевод изначально персидского слова «Баг-и Сиах» (Черный сад), впервые встречающийся в XIV веке. 156 Крайне интересные документальные сведения, относящиеся к XV – XVI вв., находим в персидских документах Матенадарана . Так, в указе Бетум хатун , жены султана Джаханшаха Кара-Коюнлу от 1462 г. выданном Гандзасарскому католикосу , читаем : « … чтобы армяне Гандзасара в Агванке признали его своим предводителем и главой … ». 157 Похожая информация сообщается в указе Якуба падишаха Ак-Коюнлу от 1487 г. Гандзасарскому католикосу Шмавону : « … с давних времен и согласно хартии Сиса, предводительство и главенство над всеми местностями Агванка принадлежит католикосу Матевосу. Надлежит, чтобы его признавали , как раньше, предводителем и главой армян этого вилайета … чтобы армяне Гандзасара в Агванке признали его своим предводителем и главой …». 158 В указе с похожим содержанем шаха Тахмаспа I Сефевида от 1570 г., данном Гандзасарскому католикосу Григору , находим : «… предводительство и главенство во всех махалах и местностях Агванка, Хачена и Барды поручено было католикосу Аристакесу и так как этот последний умер … потому в прежнем порядке мы передали предводительство и главенство упомянутых местностей и махалов католикосу Григору … и не дозволять, чтобы кто-нибудь из местных армян воспротивился содержанию этой грамоты … ». 159 Историки , строящие псевдоконцепции на неточностях переводов, недаразумениях и т.п. казусов , нередко цитируют сведение, якобы армянский автор XVII Аракел Тавризеци называл Карабах «страною албанов». В армянском оригинале истории Тавризеци написано: «Затем вардапет ушел оттуда и отправился в страну Албанию - в Карабах (յերկիրն Աղուանից ի Ղարաբաղ), в местечко, именуемое Котуклу …». 160 В существующем переводе «в страну Албанию» переведено , как «в страну агванов», что неправильно. В 1672 году Гандзасарский католикос Пётр в письме к русскому царю Алексею Михайловичу называет себя «католикосом армянским»: «Раб божий Петр Католикос армянский молитвами Григория великого великие Армении, патриарх священного места Канцасар». 161 В турецкой офицаиальной грамоте этой же эпохи об Арране (Errвni) , в частности, в конексте османских законов (канунов) Гянджийского элайета, сообщается : «Население горных селений из племени армян (Erвmine)». 162

XVIII век – Арцах колыбель армянской государственности

В документальных материалах XVIII века население исторического Арцаха однозначно определно как армянское. И так, в документе 1701 года читаем :«А в Шемахе нет ни стены каменной, ни крепости, только один хан, а с ним со сто человек служивых, потому что Шемаха место пространное торговыми жителями армяны, а не военными... А как придет войско к Шемахе, тут первый ключь и вход во Армянскую землю. ...А те 10 тысяч войска водяные, как придут в Шемаху, разделилися бы на 4 полка, и одна часть пойдет на Генжа, где один хан живет с сотнею человеки, а прочие люди все армяне, … в тех во всех уездах, хотя есть и басурманья, однакожде зело мало, а армян християн зело множество». 163 Там же читаем : «А от Шемахи до той реки (Аракс) нет никаких неприятельских людей, только християне…». Относительно XVIII в. некоторыми авторами широко тиражируется некое письмо (как правило без указания координатов документа) , якобы «отправленная из Карабаха», где написано : «Мы албаны а по нации утийцы (Մեք Աղուվանք եմք եւ ազգով Ուտիք)... ». В последствии оказалось, что такое письмо дейвствительно существует, однако предположение, что она «отправлена из Карабаха» (в частности из нагорной его части, т.е. Арцаха) всего лишь плод богатого воображения одного «историка» . Данное письмо всего лишь челобитная племени утийцев к Петру I (1724.03.20), написанное на армянском языке , где ни слово нету про Карабах. Примечательный факт - письмо заканчивается следущими словами: «Стань хранителем всего верующего народа Армении, и знатного и бездомного (հովանի եղիցի եւ մեծդ ամենայն հաւատացեալ Հայոց մեծին եւ դնանկին)». 164 Письмо же , отправленное из Карабаха , начинается со следующими словами: «Мы армяне страны Карабахской…(Մեք Ղարաբաղ երկրի հայոց ազգս)». 165 Для определения этнической истории Карабаха в XVIII веке, важное значение имеет труд католикоса Албании (Ар-мянская Апостольская Церковь имела 4 католикосата) Есаи Гасан Джалаляна (XVIII век), написавшего «Краткую историю страны Агванской». И так , рассказывая о национально-освободительной борьбе карабахских армян в 20 гг. XVIII века, он пишет : «В тот же день он (царь Грузии Вахтанг) призвал меня и приказал мне раньше его отправиться в страну Карабахскую, чтобы привести к нему собранное там войско армянское (յերկիրն մեր Ղարաբաղ եւ զհայազուն զօրսն) ». 166 Однако Есаи Гасан Джалалян это самое «войско армянское» (զհայազուն զօրսն) соответственно называет «храбрые и мужественные юноши Агванской страны». 167 Следовательно, как у поздних авторов армянского Агванка (Каганкатваци, Гандзакеци) так и у Есаи Гасан Джалаляна «Агванк» всего лишь топоним, обозначающий также армянский Арцах/Карабах. Ниже представлены другие документы, потвержадющие этот общеизвестный факт. Продолжая Есаи Гасан Джалалян писал: «Причиной такой дружбы к нам было то, что во-первых, он (Вахтанг) вообще любил народ армянский (զի բնական սէր ունէր ընդ ազգիս հայոց)». Тем самым Есаи Гасан Джалалян армянский народ называет «своим народом». Автор «Краткой истории страны Агванской» армянское население Карабаха указывает неоднократно : «В ней (Кабалинской области - левобережье Куры) обитали как армянский народ, в большом числе, превышающем даже местное население, пришедший сюда из страны Карабахской (թե հայ ազգօք, որ ի Ղարաբաղու երկրէն ժողովուրդք յոլով անցեալ էին յերկիրն այն) ». 168 Примечательно также следующее его сообщение : «святой отец наш, поэт Моисей повествует нам следующее... (սրբազան հայրն մեր Մովսես քերթողն հավաստէ մեզ այսպես)». 169 Далее он приводит слова отца армянской историографии Мовсеса Хоренаци . Автор писавщий , что армянский историограф V века Хоренаци «отец наш», безусловно не мог не быть армянином. В гл.6 Есаи Гасан Джалалян , описывая сотрудничество армяно-грузинских войск и стремление карабахских армян к освобождению, пишет : «с великой пышностью и торжеством, считая армянское государство восстановленным (համարելով նոր նորոգեալ զիշխանութիւն հայոց), мы двинулись и через три дня остановились близ города Гянджи в местности Чолак» . Отметим, что в русском переводе армянского оригинала слово «армянское» в некоторых местах легко «пропущено», а в вышеупомянутой цитате на месте «считая армянское государство восстановленным» подменено на «албанское». 170 В послании от 01.11.1723 к Петру I католикос Есаи пишет : « … к его императорскому величеству от каталикоса армянского Исаия …». 171 На другом документе Есаи Гасан Джалалян называет свой народ армянским, однако себя «католикосом Агванка» : «с поклоном от всего нашего народа армянского … Есаи католикос Агванский (Երկրպագութիւն մատուցանեք մեք Հայոց ազգս ամենայն) …». 172 В письме Есаи к Петру I находим : «Мы по Иисусе смиренный раб Исайя, от четырех един соборный патриарх страны Арменския, нарицаемыя Агван, имеющий власть над християны народа армянского ...». 173 Похожее содержание имеет документ 17.10. 1751 года, где дословно сказано : «Итак, наша речь, если говорить вкратце, сводится лишь к тому, что восседающие в Гандзасаре и называемые агванскими католикосами, пасли местное население, армян по происхиждению, но не агванов …». 174 В государственной грамоте к армянам Карабаха Петр I пишет : «Божею милостию мы Петр Первый, император и самодержец всероссийский, и протчая, и протчая , и протчая. Честнейшему патриарху Исайю и честнейшим юзбашам Авану и Мирзе , и всем протчим честным юзбашам и управителем, и всему честному армянском народу …». 175 В документе от 10.11.1724 , адресованной Петром I М. А. Матюшкину , находим : « … армяня карабахской и капанской провинции желают жить под нашею протекциею…». 176 Важные данные о населении Карабаха сообщаются в докумете, составленном в июле 1740-го года. В нем численность армянского населения отмеачется 100 тыс. дворов : «всего армянского народу, военного и протчаго, одной Карабахской провинции, которой желают притти под протекцию е.и.в., будет сто тысяч дворов... ». 177 Относительно данной эпохи интересное сведение сообщает европейский исследователь XVIII века Крусинский : «Армянские князья Карабаха обявили вместе с народом о том , что как сказано в их книгах , армянский царь прибудет в Иран, чтобы завоевав страну Карабах и установив там власть, восстановить прежнее состояние Армении». 178 Об этнополитической ситуации Карабаха царь Грузии Ираклий II пишет: «Хамс (Карабах) составляет владение и во оных сем воеводских правленей, народ весь армянского закона, в том владении находится армянской патриарх; когда ж персицкаго шаха не стало, то с их же стороны один человек (Панах Али), закону магометанскаго и от народа жаванширскаго, принял силу; среди того правления, Хамсы, состоит старинная крепость, которая им обманом взята, и многократно жаванширами война с нашей стороны произходила, но с Божиея помощию завсегда от нас побеждаемы были и раззорены,- единственно оные жаванширы, а не армянскаго закона,- а в нынешнее время по некоторым обстоятельствам со обеих сторон заключен мир. Армяне имеют большую крепость, места гористые, лесные, а притом поля плодовитые; жаванширскаго народу выступить на воину две тысячи пять сот человек, а армян четыре тысячи пять сот, и состоит посреде Ширвана, Нахчевана, Генжи и Карадаги, и армяне хамские к воинству весьма храбры; а как в показанных семи частях воеводы между собоя несогласны, то по такому их не согласию жаваншарами под свою власть приведены». 179 Именно с этой эпохи в нагорную часть Карабаха начинают вторгаться кочевые тюркские племена, первыми из которых, по сведению Мирза Джамал Джеваншир Карабахского , было племя «Сарыдажллы» во главе некого Панаха. И так Мирза Джамал Джеваншир Карабахский сообщает : «Род покойного Панах хана происходит от Дизакского Джеваншира из оймака 180 Сарыджаллы, одного из ветвей племени Бахманлы, прибывшего в древние времена из Туркестана». 181 О ремесле вождя племени Сарыджаллы Панах Али и его соплеменников Мирза Джамал Джеваншир Карабахский продолжает: «Панах хан, объединив вокруг себя многих удалых юношей из своих родственников и илатов, занялся грабежом в Ширванском, Шекинском, Ганджинском и Карабагском вилайетах». Автор дословно называет Карабах (Хамс) армянским краем, захваченным Панахом : «Панах хан задумал подчинить себе армянские магалы Хамсе (befekr-e moti` kardan-e mahalhay-e khamse-ye aramane oftad)» 182 ; «Еще в то время, когда армянские магалы Хамсе не подчинялись ему (Панах хану), он нашел целесообразным построить в удобном месте крепость среди илатов». 183 Об «основателе города Шуша» Панахе, упоминается в документах Суво рова: «Мелик Шахназар ... сей предатель своего отечества призвал Панаха, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его схнахом покорным». 184 Вскоре Пахан объявляет себя карабахским ханом, наследником его становится сын Ибрагим . К этому времени относится документальное сведение (рапорт) Г.А. Потемкина , направленное Екатерине II: «Не имев еще повеления в. и. в., я дал резолюцию ген.-пор. Потемкину об Ибраим-хане Шушинском, сближающую его к повиновению. Тут предлежит разсмотрению, чтобы при удобном случае область его, которая составлена из народов армянских, дать в правление национальному и чрез то возобновить в Азии христианское государство, сходственное высочайшим в. и. в. обещаниям, данным чрез меня армянским меликам». 185 Таким образом , с середины XVIII века на территорию Арцаха активно переселяются тюркские разноимен-ные племена. Однако эти племена всегда оставались этническим меньшинством, и никогда не играли доминантной роли в нагорной части Карабаха. Это показывает анализ документальных материалов данной эпохи . В документах XVIII века Карабах иногда упоминается как «Малая Армения» . Так, в документе от 20.02. 1764 сообщается : «… от порутчика Ивана Сумбатова, написано , что отец его был в малой Армении в Сигнаке владельцом и по начавшейся в 1723-м году между Российскою империею с Персией войне воевал со всем своим подданным народом в надежде покровительства с стороны Российского государства…». 186 В рапорте (19.02. 1782) А.В. Суворова Г.А. Потемкину , читаем: «… не получая немалое время за сие жалованья , ныне отправлен от меня с нужно полученными мною от меликов, владеющих в Карабаге армянским народом… ». 187 Гандзасарский (Агванский) католикос Ованес в обращении (22.01. 1783 г.) Екатерине II армянское население Карабаха указывает 30 тыс. домов : «… Пребывающие в Гарабаге и в Хамсе армяне, аз недостойный патриарх и раб, мелик Атам с наход-ящимися в земли нашей епископами, священниками, пятью меликами, южбашами, всем войском и всеми обывателями до тридцати тысяч домов находящимися повергаемся вернейщими рабами быть владычества вашего… ». 188 Похожее содержание имеется в докладной записке (02.09.1783) Г.А. Потемкина Екатерине II: «От прибытия войск наших к Ираклию зависит учесть Адербиганы, и армяне избавились бы от своего тирана … Тридцать тысяч фамилий арменских в одном дистрике Карабагском и Карадагском по уверению меликов в два дни низвергнут иго рабства». 189 В письме (04.01.1796) И.Аргутийского к П. А. Зубову Карабах дословно называется «армянской провинцией» , находящейся под «варварским игом»: «При сем случае приемлю дерзость в.с. донесть, что когда всеблагое намерение е.и.в. предпринимаемо было ко свержению варваскаго ига с Грузии и армянских провинций Арарата и Харабага…». 190 В документе 02. 09. 1796 года написано : «Армяне везде по всей провинции есть немалое число, которые духа военнаго не чужды; но не можно иметь им оружия , как армяне обитающие в Карабаге и областях персидских». 191 В записке (12.21.1798) о беседе карабахских меликов с С. Л. Лашкаревым читаем: «… ударится (Ибрагим хан) в бегство для спасения жизни своей, опасаясь справедливого мщения их меликов им обиженных и раззоренных. В дополнение к сему присовокупили, что буде дастся им 12000 войска российскаго , то с оным без всякого кровопролития выведут до 40000 семей армянских…». 192 В указе Павла I от 1797 г., говорится уже об 11 тыс. армянских семейств Карабаха. 193 Документ 1799 года , адрессованный Павлу I , гласит : «В области Карабагской , яко едином остатке древния Армении сохранявшем чрез многие веки независимость свою под властию природных владельцов , полагала нация сия при помощи божией и неотъемлемом от нея сильном покравительстве Всероссийския империи ту только льстящую ея надежду». 194 Весьма важное содержание имеется в записке 1800 года П.И. Коваленского : «Карабагский владелец Ибрагим-хан, человек пожилой и умный персиянин. После отца своего получил он в наследство весьма ограниченное участие во владении Карабагском, которым управляли еще армянские мелики, от древних времен сохранившие свою независимость, но потом толико там усилился, что и сих коренных владельцов выгнал … Карабагские армянские мелики, в Грузии водворяемые , а именно: мелик Джимшид, сын мелика Шах-Назара; мелик Абов, сын мелика Иосифа и мелик Фридон, сын мелика Бегляра, суть потомки меликов или владельцов карабагских, кои в числе пяти, по разорении царства армянского, от древности сохранили независимость своих владений до самых новейших времен , когда отец нынешняго владельца карабагского Ибрагим хана, как и выше в статье о Карабаге упомянуто, водворился у них, а потом и совсем вытеснил их». 195

Все эти документы , выше перечисленные и представленные на ваше внимание , всего лишь мизерное число существующих фактов, ибо не возможно в рамках этого не- большого исследования опубликовать тысячи документальных материалов. Как видно, многослойные псевдоконцепции , построенные «фактами», высосанные из пальчика, рушатся даже при самой слабой попытке их критикования с помощью самых дословных сообщений исторических первоисточников. Паралогичные рассуждения и пустая риторика фальсификаторов, полное игнорирование с их стороны исторических фактов, антинаучаные аргументации , игнорирования эллемантарных норм источниковедения , ведут этих же фальсификаторов в полный тупик. Благодаря сведениям античных греко-римских и древнеармянких первоисточников, наличие реки Кура, как границы Великой Армении и Кавказской Албании , четко прослеживается в течении I в. до.н.э. - V в. н.э.. Те же античные авторы буквально локализуют албанцев на левобережьи этой реки . Все это подверждается сообщениями множества древних историографов и летописцев армянского Агванка . Более того, уже в VIII в. говорится о собственном армянском диалекте Арцаха. В века, когда Арцах не был в границах армянского государства он оставался армянонаселенным, и этносепарация как таковая не произошла. Арцах стал последим очагом армянской государственности до самого XVIII века, управляясь армянскими князьями/меликами, которые свято хранили армянские традиции . Тюрки, перекочевавшие из Средней Азии в XI-XIII вв. , компактно переселились в нагорную часть Карабаха, т.е. в исторический Арцах не ранее XVIII века, что подверждается историческими и документальными фактами, топонимическими данными и т.д..

Фото и статья:bs-kavkaz.org


Другие новости по теме:
  • Армянская община Германии
  • Юбилей Гимна Армении!
  • На родине армян - первыми прошедшими через фашистский Геноцид
  • Sirusho - "Miayn qez" Սիրուշօ - ...
  • Sirusho - Հերանում ե& ...


  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


    Комментарии (0)   Напечатать
     

     

    Мой Кабинет

     
    Логин:
    Пароль:
     

    Авторизация
     

    Присоединяйся!

     
         

    добавить на Яндекс

     
     
    Copyright © 2009 — ARARAT-ONLINE.ru При копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна! Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов!
    Продвижение - Garin Studio Правила