Армянский информационный интернет портал  
Новости Видео ТВ Блоги Об Армении О проекте Магазин Почта Реклама
 

Поиск по сайту

 
 

Статьи

   

Погода

 
         

Опрос

 
Интересна ли Вам идея армянского русскоязычного электронного журнала в формате PDF ? Стали бы Вы его читателем?

Да, если будет интересным (если бесплатно)
Да, если будет интересным (даже с подпиской)
Нет
 

Рекомендуем!

 


 

 

 
Главная » Статьи

«Реформы» в Грузии: стоит ли копировать Саакашвили? Взгляд из Тбилиси

добавил: Van 9 января 2012 просмотров: 2337

«Реформы» в Грузии: стоит ли копировать Саакашвили? Взгляд из Тбилиси
В последнее время наметилась любопытная тенденция: в некоторых кругах Армении, в частности, как сообщается, в кругах интеллигенции, предпринимателей и даже политиков, стало модным ссылаться на так называемый грузинский опыт проведения реформ. Появились сведения о «бегстве армянского капитала в Грузию». Например, армянская газета «Аравот» («Утро») не так давно опубликовала статью, в которой некий предприниматель из Гюмри (второго города в Армении) заявляет, что переводит в Грузию не только свой бизнес, но и семью. Совсем недавно распространилась информация, что один из крупных производителей кондитерской продукции, глава армянского холдинга «Гранд холдинг» Грант Варданян также подумывает о переносе своего бизнеса в Грузию. Ранее он уже вложил инвестиции в размере 2 миллионов евро, а теперь эта цифра, дескать, может возрасти в несколько раз.

Отдельные депутаты парламента Армении также подтверждают эти сведения. В частности, член фракции от партии Дашнакцутюн Шахбазян считает, что многие предприниматели уезжают из Армении, так как не видят здесь перспектив. Они переносят бизнес в другие страны, в том числе – в Грузию. Даже депутаты правящей Республиканской партии Армении заговорили о целесообразности того, чтобы перенять опыт Грузии. Депутат Давтян, к примеру, недавно заявлял, что Армения может перенять «удачный» опыт соседней Грузии в проведении в стране реформ, в частности, в сфере экономики.

Некоторые эксперты объясняют такую «моду» на Грузию тем, что в самой Армении правящая элита проводит некоторые изменения и ссылка на «успешный» опыт Грузии нужна для информационного обеспечения этой кампании. Ереванский эксперт Рубен Мехрабян считает, что в Армении приступили к улучшению облика власти: для этого снимают с должностей лиц с сомнительным прошлым, а на их место ставят внешне приличных людей, которые не вызывают раздражения у населения.

Можно сказать, что «реформаторская» деятельность Саакашвили оценивается в соседней Армении положительно – во всяком случае, на словах. Но только за исключением сферы внешней политики. Пока что политические деятели в Ереване не ставят под вопрос внешнеполитическую ориентацию своей страны и не заявляют о желательности вступления Армении в НАТО и другие западные структуры.

Положительное восприятие «реформаторства» Саакашвили распространено не только в Армении, но и в некоторых других странах СНГ. В России часть так называемых либеральных журналистов и общественных деятелей усиленно рекламирует результаты этих «реформ». В социальных сетях, в блогах и т.д. часто можно встретить авторов критических высказываний в адрес российского руководства, приводящих противоположным, положительным примером Грузию и ее реформы. На Украине такую же позицию озвучивают некоторые официальные лица нынешнего правительства.

Эти оценки не случайны. В последние годы Грузия стала лидировать в целом ряде признанных международных рейтингов, касающихся легкости ведения бизнеса, борьбы с коррупцией, привлекательности для инвестиций, скорости и глубины преобразований, улучшения делового климата, качества реформ законодательства, глубины либерализации экономики и т.д. В международном рейтинге простоты и удобства ведения бизнеса, разрабатываемом Всемирным банком, Грузия поднялась со 150-го места, которое она занимала в 2004 г., аж на 11-е место (в 2009 г.). В международном рейтинге восприятия коррупции, составляемом Transparency International, за период 2004-2008 гг. Грузия поднялась с 124-го места на 67-ое. Правда, в 2010 году она вновь немножко опустилась в этом рейтинге. Бюджет страны в долларовом выражении якобы вырос после 2003 года в 5-6 раз, а ВВП рос темпами свыше 5% в год, а однажды рост даже превысил 10%.

Однако с реформами в Грузии не все так просто и однозначно, как об этом говорят рекламные статьи, сайты и проспекты. Здесь много «подводных камней», которые не видны на первый взгляд из-за рубежа, или они проигнорированы ангажированными аналитиками. Возьмем, к примеру, простоту ведения бизнеса, прозрачность отношений между бизнесом и властью. С одной стороны, в Грузии очень легко зарегистрировать свой бизнес. И в принципе, можно вести малый и средний бизнес довольно свободно: нет тех поборов, которые были при Шеварднадзе, когда полиция, прокуратура, пожарные, санэпидстанция, налоговые органы или просто «воры в законе» могли «доить» предпринимателей, требовать от них взяток, долю в бизнесе и т.д. Количество налогов за последние годы также резко уменьшилось (до 6), а их ставки в некоторых случаях были понижены. Уменьшены также импортные таможенные тарифы. Упразднен Антимонопольный комитет, как орган, который, как утверждало правительство, брал взятки с бизнеса. Запрещены санитарные проверки ресторанов и других объектов общепита, под предлогом, что они также вымогали взятки у проверяемых предпринимателей, но реальным делом не занимались.

На самом же деле у бизнеса в Грузии – огромные проблемы и ни о каком безбедном существовании не может быть и речи. То, что зарегистрировать бизнес легко, не значит, что также легко его вести и получать прибыль. Наоборот, как раз довольно легко можно разориться. Во-первых, конфронтация с Москвой привела к тому, что российский рынок почти закрылся для грузинского бизнеса, что нанесло серьезный удар по многим секторам, особенно аграрному и связанным с ним другим секторам. Во-вторых, коррупция никуда не исчезла, просто она видоизменилась, приняла другие формы. Теперь грузинский бизнес «доят» централизованно, планомерно, а не стихийно и неофициально, как было прежде. «Доят» с помощью налоговых придирок, изменения правил игры, принуждения к пополнению предвыборной кассы правящей партии, введения новых налогов под видом установки кассовых аппаратов или каких-то других устройств (например, сейчас обсуждается приказ по установке видеокамер во всех аптеках) и т.д. Кроме того, малейший признак политической неблагонадежности чреват потерей бизнеса. Было уже несколько случаев, когда даже крупнейших бизнесменов, имеющих многомиллионные капиталы, выкидывали из бизнеса и даже из страны только потому, что они каким-то образом оказались в оппозиционном лагере.

Упразднение антимонопольного органа способствовало возникновению такой ситуации, когда в некоторых ключевых секторах экономики сложилась олигополия – доминирование нескольких крупных игроков, которые безнаказанно, пользуясь покровительством власти, выжили из хороших позиций на рынке множество небольших игроков. Такая ситуация наблюдается в фармацевтическом бизнесе, в бензиновой и в некоторых других сферах.

Самое «либеральное» законодательство в области трудовых отношений, которое подбросило Грузию во многих международных рейтингах на десятки ступеней вверх, одновременно привело к тому, что наемная рабочая сила в Грузии практически не защищена законодательно от увольнения, сокращения зарплаты и других действий работодателя. Поэтому люди вынуждены соглашаться на любую работу, даже на мизерные зарплаты, так как за их спинами стоят те, которые с радостью сменят их, попробуй они начать трудовой спор с работодателем.

Экономический «рост» в 2005-2007 годах объяснялся и такими факторами, как массированная продажа государственной собственности и приток спекулятивного капитала, который наводнил в эти годы весь мир. Так как в Грузии не развита фондовая биржа, этот капитал устремился с одной стороны в приватизируемые объекты, с другой стороны осел в коммерческих банках, откуда выливался в виде потребительских кредитов. Эти кредиты в свою очередь лишь поощряли потребление импортных товаров и мало отражались на местном производстве и сельском хозяйстве. В результате импорт в Грузии в отдельные годы превышал экспорт в 4-5 раза. В 2010 году это превышение составило более чем в 3 раза. Огромный по меркам Грузии приток средств после продажи государственных активов также отразился на высоких темпах роста ВВП. Кроме того, правительство активно брало и берет иностранные кредиты. Государственный долг страны достигает уже 4 миллиардов долларов, удвоившись после 2008 года. А общий внешний долг Грузии (государственный и коммерческих субъектов) уже превышает 80 процентов ВВП, что считается чрезвычайно опасным показателем для таких стран, как Грузия.

При этом рост ВВП, иностранные инвестиции и приток денег не смогли решить ни проблему безработицы, ни проблему бедности. Правительство страны и сам Саакашвили заявляют, что бедность сократилась, однако это остается голословным заявлением, так как каждый год растет число людей, получающих государственную помощь (правда, небольшую), как находящихся ниже определенного уровня доходов. Что касается безработицы, то даже официальная пропаганда ничего не говорит об успехах в этой области. Официальные данные свидетельствуют о безработице в 16-17 %, но при этом почти треть населения учтена как «самозанятые». Реально, это в основном крестьянское население, имеющее небольшие наделы, которые часто не обеспечивают никаких доходов.

Еще раз можно перечислить положительные результаты грузинских реформ: это наведение относительного порядка на улицах и магистралях страны, в том смысле, что дорожная полиция почти не берет взяток; упрощение регистрации собственности; снижение коррупции в нижних и средних звеньях бюрократической системы; создание неплохо оплачиваемых рабочих мест в государственных структурах, куда в основном назначаются молодые кадры; серьезное ослабление такого института, как «воры в законе»; создание дееспособной полиции; приведение в порядок инфраструктуры страны, в том числе энергетической, и улучшение внешнего вида крупных городов, особенно Тбилиси и Батуми.

Все это создало в обществе, в том числе за границей, психологическое ощущение успеха реформ, подстегивало надежды местного населения. Известно, что субъективные ощущения часто играют даже более важную роль, чем реальность и цифры. А реальность такова, что в грузинском обществе наблюдаются глубокие противоречия, в том числе между отполированным до блеска фасадом и чудовищной изнанкой, нижним слоем реальности, где и проходит, собственно, жизнь большинства населения. Так вот, по ключевым экономическим и социальным показателям Грузия является аутсайдером даже в Кавказском регионе. Например, средняя пенсия (около 45 долларов США) – самая маленькая среди трех стран, также самый низкий показатель ВВП на душу населения (несмотря на его быстрый рост в отдельные годы, в соседних странах он тоже быстро рос). ВВП Грузии на душу населения уступает не только Азербайджану, но и Армении (4,5 тыс. долларов против 5 тыс.). При этом, если сравнивать Грузию и Армению, у первой есть естественно-географические преимущества – имеется существует выход к морю, в то время как Армения находится в блокаде с двух сторон. Правда, это преимущество нейтрализуется потерей Грузией российского рынка. Самая высокая безработица в регионе наблюдается также в Грузии.

Но реклама и психологический настрой делают свое дело: за Грузией закрепился имидж успешной, реформаторской, прозападной страны, которая возглавляется молодым энергичным президентом, свободно говорящим на английском языке, имеющим западное образование и где на государственной службе находятся молодые парни и девушки с таким же западным образованием и мышлением. Этому имиджу противопоставляется имидж некоторых стран СНГ, например, России, Украины или Армении: там, дескать, коррупция, бандитизм, «воры в законе», гаишники зверствуют на дорогах, невозможно получить справку или разрешение на покупку земли без волокиты и взяток и т.д. И первый имидж, и второй, безусловно, имеют некоторое реальное наполнение и взяты не совсем с потолка. Однако надо понимать, что имидж – это далеко не вся реальность и даже не ее главная часть, а часто лишь фасад, всего лишь фасад, за которым скрывается совсем другая, мягко говоря, неприглядная картина.

Кроме того, все относительно: в Грузии почти не осталось «воров в законе», зато образовалось полицейское государство, где полиция превратилась во всесильное ведомство, контролирующее всё и вся, включая тотальную прослушку и наблюдение за гражданами (большевикам такая ситуация даже не снилась). Приток инвестиций привел к образованию огромного внешнего долга страны, проценты по которому придется платить в последующие годы – уже в 2013 году наступает пик этих платежей. Прозападная ориентация обернулась конфликтом с Россией и потерей двух регионов страны и т.д.

Даже в гуманитарной сфере можно наблюдать те же противоречия. Например, излюбленной темой Саакашвили и грузинского руководства стало продвижение и популяризация в стране английского языка. Для этого используются самые неожиданные методы, включая приглашение сотен и тысяч молодых людей из англоязычных стран в грузинские школы в качестве преподавателей. Грузинский президент с гордостью заявляет, что в его стране вторым языком является английский. Это заявление вызывает большие сомнения, но если допустить, что это на самом деле так, «побочным» результатом является снижение владения русским языком среди населения Грузии, особенно молодежи. И никто не знает, что более важно и нужно для жителей Грузии: знание английского или русского? Ведь Кавказ находится в регионе, где языком межнационального общения остается русский, и не только Кавказ, но и Украина, Средняя Азия, Северный Кавказ России. Конечно, было бы логичным, если бы власти проводили политику поощрения изучения нескольких иностранных языков, а не одного английского, причем они делают это таким образом, что наносят ущерб изучению других языков, особенно русского.

Судьба грузинских реформ отнюдь не решена, и последующие годы покажут, что больше в них: плюсов или минусов, и к каким результатам они приведут. Всё в мире имеет свою цену, и Грузия также платит цену за свой имидж страны-«реформатора». Это не только и не столько банальные деньги, о которых в последнее время идут разговоры, что за некоторыми высокими рейтингами международных организаций стоит подкуп со стороны грузинских властей. Это и потерянные территории, ограничение свободы в полицейском государстве, насаждение чуждой идеологии и культуры в стране, глупейшая конфронтация с Россией, дискриминация отдельных слоев населения, например, людей старше 40 лет, которым почти невозможно найти работу в госсекторе, и многое другое. Так что слепо копировать реформы, проведенные Саакашвили и его сторонниками, и особенно методы, которыми они были проведены, на наш взгляд, было бы опрометчивым шагом со стороны других государств постсоветского пространства.

Гурам ШАРИЯ, Тбилиси

http://bs-kavkaz.org


Другие новости по теме:
  • Армяне Джавахка грозят выходом из состава Грузии
  • Пряник, от которого дух захватывает и кружится голова
  • Саакашвили объявил о строительстве в Грузии нового города – бизнес-столицы ...
  • Министр экономики Грузии призывает армянский бизнес инвестировать в Аджарию
  • ЧТО ЕЩЕ МОЖЕТ СКАЗАТЬ ГРУЗИЯ


  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


    Комментарии (0)   Напечатать
     

     

    Мой Кабинет

     
    Логин:
    Пароль:
     

    Авторизация
     

    Присоединяйся!

     
         

    добавить на Яндекс

     
     
    Copyright © 2009 — ARARAT-ONLINE.ru При копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна! Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов!
    Продвижение - Garin Studio Правила