Бакинские татары и их хозяева - стамбульские турки периодически заявляют о, якобы, оккупации части территорий Азербайджана со стороны Республики Армения. Утверждение абсолютно необоснованное, ибо для подобного обвинения нужны серьезные доводы. Одним из важнейших доводов может стать наличие закрепленного международным правом титула данных территорий.
То есть, чтобы его территория считалась оккупированной, Азербайджану необходимо иметь международный документ, который признавал бы титул и суверенитет Азербайджана на данных территориях. Это основополагающее положение международного права.
Амасийский турецко-персидский договор 1955 года закрепил за территорией Карабаха титул Персии. В начале 19 века восточная часть Южного Кавказа отошла Российской империи, и, в соответствии с этим, Гюлистанский договор 1813 года закрепил за Россией титул на Нагорный Карабах. То, что в 1813-1918 гг. титул и суверенитет России распространялся на Равнинный и Нагорный Карабах, неоспоримо.
Хотя в результате большевистского переворота (1917) и распада Российской империи в Южном Кавказе сложилась политически неопределенная ситуация, с точки зрения международного права и территориального титула до января 1920 года все оставалось предельно ясным, ибо до января 1920 г. международное сообщество отказывалось признавать три южно-кавказских государства, следовательно, продолжало признавать титул России. И лишь в январе 1920 года Парижская мирная конференция в лице членов Верховного совета (Supreme Council of the Paris Peace Conference) Великобритании, Франции и Италии признала независимость стран Южного Кавказа. По сути, до этого – с мая 1918 по январь 1920 – Грузия, Армения и Азербайджан, говоря современным языком, были лишь самопровозглашенными государствами.
Следует заметить, что признание со стороны Парижской мирной конференции имело четкое условие – границы стран Южного Кавказа впоследствии должны быть определены на Парижской конференции. Нужно также подчеркнуть, что с момента провозглашения независимости Армении и Азербайджана (май 1918 г.) и до их признания (январь 1920) титул Азербайджана на Нагорный Карабах не только не имел международного признания, но и сама Азербайджанская Республика не имела полноценного контроля над Нагорным Карабахом (effective control). Более того, местные армянские власти и силы осуществляли гораздо более эффективный контроль в Карабахе.
Через месяц после признания на Парижской конференции, 24 февраля 1920 г., комиссия той же Конференции, призванная определить границы Армении (Commission for the Delimitation of the Boundaries of Armenia), при участии представителей Великобритании, Франции, Италии и Японии, уже от имени Совета Лиги наций, закрепила совместным докладом принцип делимитации на Южном Кавказе. Он состоял в том, что границы Армении, Грузии и Азербайджана должны быть прочерчены с учетом этнических данных (taking into, in principle, of ethnographical data).
Кстати, армянские погромы марта 1920 г. были обусловлены именно этим решением – кавказские татары попытались по-турецки изменить демографический расклад в Нагорном Карабахе. Но этому решению не дано было исполниться, ибо уже с апреля 1920 г. Азербайджан, а с декабря 1920 г. и Армения, были оккупированы 11-й Красной армией большевиков, и эти государства перестали существовать. Затем уже советские партийные органы прочертили границы и, вопреки принципу парижской конференции, передали существенную часть армянонаселенных территорий под юрисдикцию Баку.
Естественно, о международно закрепленном титуле не может быть и речи. Ни одно партийное решение не может привести к правовым последствиям в международном праве и закрепить титул на какие-то территории. Прежде независимые Грузия, Армения и Азербайджан сами с 1920-21 до 1924 годы имели статус оккупированных стран. Впоследствии (с февраля 1924 года), в результате признания Советского Союза, была признана аннексия этих стран. Фактически, с 1924 года в отношении всего Южного Кавказа, включая Нагорный Карабах, был закреплен титул и суверенитет Советского Союза.
В 1991 году, когда Азербайджан провозгласил независимость от Советского Союза, Нагорный Карабах уже был фактически независим. То есть, восстановившая независимость Азербайджанская Республика ни дня не осуществляла полноценный контроль (effective control) на территории Нагорного Карабаха. Более того, конституционным актом о восстановлении государственной независимости 18 октября 1991 года Азербайджан, провозгласив себя прямым правопреемником первой Азербайджанской Республики (1918-1920 гг.), по сути, уже документально объявил недействительным административную связь с Нагорным Карабахом, которая существовала между Аз.ССР и НКАО.
Таким образом, если после распада СССР на территории бывших союзных республик образовалось по одной независимой стране, то на территории Аз.ССР образовалось два государства – Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская республика. Азербайджан, поправ свое же обязательство перед ООН об уважении права на самоопределение, развязал войну против своего новонезависимого соседа и потерпел позорное поражение.
Кстати, 16 декабря 1991 года в Брюсселе министры иностранных дел Европейского сообщества (ныне Евросоюза) приняли декларацию «Ориентиры признания новых государств в Европе и на территории Советского Союза», в которой обусловили уважение к «неприкосновенности всех границ» уважением к «верховенству закона, демократии и правам человека», а также «гарантированием прав «этнических, национальных групп и меньшинств». Ни одно из этих условий не было выполнено Азербайджаном.
О какой оккупации речь?
АРА ПАПЯН
Руководитель центра «Модус вивенди»
lragir.am