Армянский информационный интернет портал  
Новости Видео ТВ Блоги Об Армении О проекте Магазин Почта Реклама
 

Поиск по сайту

 
 

Навигация

   

Погода

 
         

Опрос

 
Интересна ли Вам идея армянского русскоязычного электронного журнала в формате PDF ? Стали бы Вы его читателем?

Да, если будет интересным (если бесплатно)
Да, если будет интересным (даже с подпиской)
Нет
 

Рекомендуем!

 


 

 

 

Новости армянской диаспоры

Армянская диаспора Москвы, при помощи которой был основан этот портал, сразу определилась с названием. Ararat-online, потому что именно здесь находится священная гора Арарат, которая была и остается духовным символом, объединяющим весь народ, независимо от того, где он находится - в Москве, Нью-Йорке, Париже или далекой Австралии. Поэтому и наш сайт объединяет армянское интернет-сообщество всего мира.

Его структура очень проста.

Здесь вы сможете, посетив несколько интересных разделов:

- вспомнить подзабытую историю нашей Родины и узнать некоторые интересные факты, с которыми не были знакомы;

- насладиться прекрасной армянской музыкой;

- посмотреть не только армянские, но и очень интересные TV каналы различных стран мира;

- ознакомиться с изображенными изображенные на фотографиях достопримечательности Армении;

- прочитать самые последние и захватывающие новости о событиях в Армении и за ее пределами.

Благодаря нашему порталу онлайн-пользователи армянской национальности всего мира могут не только быть в курсе происходящих событий жизни Армении, но и постоянно общаться друг с другом. Наш сайт создан для того, чтобы армянская диаспора различных стран мира чувствовала свою принадлежность к родному дому.

Главная » Новости , Новости диаспоры

Ара Папян: «Необходим радикальный пересмотр политики по Армянскому вопросу»

добавил: admin 10 мая 2010 просмотров: 3806

Ара Папян: «Необходим радикальный пересмотр политики по Армянскому вопросу»
Газета армян России «Еркрамас» продолжает свой проект – пресс-конференции. Нашим очередным гостем, ответившим на вопросы читателей газеты, стал руководитель Центрa социологических исследований «Модус Вивенди», чрезвычайный и полномочный посол Республики Армения в Канаде с 2000 по 2006 гг. господин Ара Папян.



Армен Давоян, администратор интернет-портала «Ararat-online.Ru» :

- Уважаемый Ара Папян, как Вы считаете, ратифицируют ли парламенты Армении и Турции протоколы?

- Если парламент Турции ратифицирует, то в парламенте Армении проблем с ратификацией не будет, как объявил президент Саргсян. Напомним, что власти Армении придерживаются пионерской политики, то есть: «Всегда готов!». Наши, если можно так выразиться, ждут шагов от Турции. Тем не менее не думаю, что Турция отправит протоколы в парламент или тем более ратифицирует их за предстоящие 1-2 года.

- Есть ли вероятность того, что Армения предъявит территориальные претензии Турции?

- Во-первых поясню, что мы предъявляем не территориальные претензии к Турции, а требование, чтобы Турция уважала свои же международные обязательства и прекратила оккупацию территории Республики Армения. Нынешние власти РА никаких требований не предъявят, так как лишены поддержки народа Армении и не осознают, что решение Армянского Вопроса – единственный путь и основа будущего нашей Родины. Если в предстоящие 25-30 лет не восстановим наши права, мы не сможем сохранить нашу государственность.

- Как повлияет ратификация протоколов на вопрос международного признания Геноцида армян?

- Прежде всего, это существенно затруднит процесс признания Геноцида. Но самое главное, если мы откажемся от наших требований, в том числе территориальных, тогда к чему нам признание Геноцида Армян?

- Какие дальнейшие действия, после отзыва протоколов из парламента, Вы ждете от руководства Армении?

- Хочу пояснить, что протоколы не отозваны из парламента. Они остались в большой повестке парламента, сейчас лишь «приостановлен процесс ратификации». Что это означает в правовом аспекте, не могу сказать, так как до тех пор, пока какой-либо международный документ не ратифицирован, естественно означает, что «ратификация приостановлена». В международном праве существует процедура прекращения и приостановления только действующего договора, что зафиксировано в Венской конвенции «О праве международных договоров» 1969г. (часть V, раздел 3).


Арсен Калантаров, инженер (г. Москва):

- Уважаемый господин Папян, как Вы относитесь к деятельности некоторых общественных и политических структур (Всемирный Армянский Конгресс, партия Дашнакцутюн, различные объединения диаспоры и т.д.), направленных на решение армянского территориального вопроса, то есть вопроса объединения армянских территорий в объединенном армянском государстве?

- Я положительно отношусь к деятельности любой, естественно также и к деятельности указанных Вами организаций, направленной на восстановление армянских прав. Очень высоко ценю созданный достопочтенным Юрием Барсеговым сборник документов, а также лоббистские работы АРФД. Тем не менее, львиная доля (90-95%) работ указанных организаций уходит на признание Геноцида армян, что не самый эффективный путь восстановления земельных прав. Насколько мне известно, никакая организация, кроме «Модус Вивенди» (www.wilsonforarmenia.org), до сих пор не выступaла с ясной концепцией, отвечающей на вопросы почему и как должен решаться Армянский вопрос, особенно его территориальный компонент. Сегодня провозглашение слоганов, целей или даже программного постулата вовсе не достаточно для серьезной и последовательной борьбы.

- Правильно ли, что этим вопросом занимаются общественные и политические структуры, а не Республика Армения?

- Конечно, неправильно. Однако власти Республики Армения не хотят делать что-то в этом направлении. Я не имею в виду иногда звучащие красивые речи, а говорю о последовательной работе или хотя бы помощи работающим в данном направлении людям. Если мы в Армении не сформируем мощное общественное мнение в пользу решения Армянского вопроса, власти Армении будут ограничиваться лишь красивыми изречениями в данном направлении. Армяне должны понять, что у нас альтернативы нет: либо за предстоящие 30 лет решим или хотя бы начнем решать Армянский вопрос, либо не будем существовать как государство. Может быть, будем Ереванским ханством, однако государством – нет.

- Какие пути для решения или приближения к решению этого вопроса Вы видите?

- В межгосударственных отношениях любой вопрос можно решить политическими, экономическими, военными и правовыми рычагами или их сочетанием. Очевидно, что мы пока слабее Турции по первым трем из указанных четырех сфер. Следовательно, нашим основным инструментом должно служить международное право, где у нас есть существенное преимущество. В случае правильной политики можно сформировать такую ситуацию, когда реализация прав, заранее предоставленных международным правом Армении и армянам, может соответствовать выгодам международных силовых центров. Об этом я разработал довольно подробную концепцию («Концепция решения Армянского вопроса»), которая была опубликована на армянском и английском языках в виде сборников статей и онлайн публикаций и была удостоена очень положительного отзыва ряда высокопоставленных экспертов-международоведов. (На русском языке данная концепция впервые опубликована на сайте «Еркрамас»).


Андрей Саркисян, историк (г. Ростов-на-Дону):

- Одним из пунктов армяно-турецких протоколов, был пункт о признании существующей границы между Арменией и Турцией. Но разве Армения предъявляла какие-либо претензии к Турции или мировому сообществу по поводу признанности этой границы?

- Нет, Армения никогда не предъявляла претензии. Именно поэтому Турция хочет сделать так, чтобы в будущем Армения не имела такой возможности. Пункт злополучных протоколов о признании существующей границы свидетельствует о том, что эта граница до сих пор не признана, несмотря на то, что Турция постоянно ссылается на Карсский договор. Турция отлично понимает, что если стороны обратятся в Международный суд ООН (на основании пунктов 36(2)а и 36(2)б Статута данного суда) с запросом о правовом мнении по Карсскому договору, то ответ однозначно будет таким: «указанный документ не может создать правовые последствия для государств, так как он не был заключен между субъектами международного права, а также процедура заключения и имплементации договора происходила с множественными нарушениями международного права».


Гарик Папазян, адвокат (г. Туапсе):

- Господин Папян, возможные территориальные изменения в армяно-турецком регионе окажут влияние на общую геополитическую обстановку на всем Ближнем востоке и в Малой Азии. Какие из государств данного региона могут быть союзниками Армении, а какие противниками, в случае восстановления суверенитета Армении над своими западными территориями?

- Сегодня любое изменение на Ближнем Востоке будет иметь свое воздействие не только на регион, но и на всю систему международных отношений. Следовательно мы должны подойти к вопросу с этой стороны. Посмотрим, каким странам выгодно восстановление прав Армении на части своих территорий? Так как вопрос из России, начнем с России.

Однозначно, восстановление армянских прав над «Вильсоновской Арменией», хотя бы в виде установления определенной формы международного правления, представляет большой интерес для безопасности и экономики России. Сегодня наибольший вызов безопасности России исходит из Северного Кавказа. Не секрет, что данный регион обеспечивается оружием, боеприпасами и боевиками по маршруту Турция-Грузия-Северный Кавказ. Пока данный путь не контролируется Россией, мира не будет. Следовательно, возникновение и контролирование определенной территории между Грузией и Турцией под международным надзором, в котором будет также участие России, исходит из жизненных интересов России.

Создание подобной территории представляет интерес также для Евросоюза, особенно для Франции и Германии. В Европе отлично понимают, что непреклонно исламизирующаяся Турция должна быть физически изолирована от исламского мира. Если Турция нынешней территорией и населением станет членом Евросоюза, то она в Европарламенте будет иметь наибольшее количество депутатов, и судьба Европы окажется в руках у турок. Германия и Франция, как страны с наибольшим населением, никогда не уступят свое лидерство туркам. Насколько сильнее турки будут стремиться в Евросоюз, настолько поставят под удар будущее оккупированных ими территорий.

Что же касается США, то очевидно, что Америка приехала на Ближний Восток «всерьез и надолго». Одновременно турки своим строптивым и самодовольным поведением уже давно надоели американцам. Американцы сейчас в поиске альтернативы также по той причине, что все опросы показывают, что турки ненавидят американцев даже больше, чем армян.

Уверен, что долгосрочные интересы указанных держав (Россия, Евросоюз, США) сопоставимы, и они смогут установить международное правление над «Вильсоновской Арменией» хотя бы в виде кондоминиума.

Добавлю, что Иран также заинтересован в создании перегородки между своим тюркоязычным населением и Турцией. А основными противниками будут Турция и Азербайджан, а также Грузия.


Александр Казарян, студент (г. Краснодар):

- Поддерживаете ли Вы контакты с какими-либо политическими силами в Армении и диаспоре с целью продвижения своих идей в Армянском Вопросе? Какие политические силы Армении и Диаспоры Вас поддерживают?


- Мы открыты для сотрудничества со всеми силами, если наши цели совпадают. Я много раз был приглашен и выступал в Армении и за рубежом – для армян и неармян. Особенно тесные отношения у нас с офисами Ай Дата. Хотя многие пользуются нашими исследованиями, в особенности выраженными в них мыслями, и очень многие высоко ценят нашу деятельность, однако Центр «Модус Вивенди» до сих пор не получал какой-либо поддержки от какой-либо организации. Все, что делается, делается за счет личной приверженности маленькой группы идейных людей. Кстати, единственную серьезную «помощь» нам два года назад предложили турки, от которой мы естественно отказались.



Александр Григорян, студент (г. Воронеж):

- Господин Папян, Вы долгое время проработали в Америке, и наверняка знакомы с тамошними реалиями. На ваш взгляд признают ли США в ближайшем будущем, и вообще признают ли, Геноцид армян, или дальше будут использовать этот фактор в качестве давления на Турцию?

- Если под «Америкой» подразумеваете материк Америку, то – да. Если США, то я там не работал. Тем не менее, так как Канада находится на одной и той же информационной платформе, и я несколько раз в году бываю в США, а также изучаю политику США, то действительно хорошо знаком с тамошними реалиями.

США и Канада так близки, что многие американцы воспринимают Канаду как часть Соединенных Штатов, что конечно вызывает ужасное недовольство в Канаде. Перед тем как ответить на вопрос и для облегчения беседы, расскажу одну интересную историю.

В июне 2000 г. я находился в США. Именно тогда я узнал о намерении моего назначения на пост посла в Канаде. Для приобретения карты Канады зашел в книжный магазин Chapters в пригороде Александрия на юге Вашингтона. В соответствующем отделе были карты всех стран, кроме Канады. С удивлением пошел к одному из работников, чтобы задать ему мой вопрос. Когда я проходил мимо карт штатов США, случайно заметил, что карта Канады лежала среди них… До сих пор не знаю – была ли это шутка или же результат незнания.

Теперь обратимся собственно к вопросу. Во-первых, отмечу, что президент США единственный, естественно кроме президента Республики Армения, кто каждый год по поводу 24 апреля выступает со специальным обращением к народу. Кроме того, нужно помнить, что президент США Рональд Рейган еще 22 апреля 1981 г. в своем Объявлении (Proclamation) №4838 применил словосочетание «Геноцид армян» (Armenian Genocide) и поставил его на одной плоскости с Холокостом евреев. Не понимаю, почему наши хотят, чтобы каждый президент США произнес слова «Геноцид армян». Если нам нужна политическая оценка США, то она давно уже дана. Если нам необходима поддержка США в вопросе устранения последствий Геноцида, то мы должны идти правовым путем и используя судебную систему США, а также с помощью международного права должны достичь исполнения Соединенными Штатами определенных практических шагов в направлении своих же обязательств. Признание Геноцида армян разными странами воспринимается армянами как рычаг в конечном итоге признания Турцией собственного злодеяния. Следовательно, признания должны привести к ясным результатам, должны иметь хотя бы определенное воздействие на внешнюю политику конкретной страны. Госдума РФ тоже признала Геноцид армян 14 апреля 1995 года. Можем ли мы сегодня сказать, что это имело какое-либо воздействие на политику России по отношению к Турции? Обращается ли президент РФ в результате этого признания к гражданам России 24 апреля, среди которых есть более миллиона армян?

В ближайшем будущем, до 2015 года, не думаю, что президент США произносит слова «Геноцид армян». Для этого есть несколько причин – Ирак, Афганистан, борьба с исламским фундаментализмом, военные многомиллиардные заказы и т.д. Среди них должен выделить армяно-турецкие протоколы. Пока протоколы существуют, а они лишь приостановлены, у Обамы есть хороший довод для уклонения от своего обещания.

Нам – Республике Армения и структурам армянской диаспоры, необходим радикальный пересмотр политики по Армянскому вопросу.



Агаси Ерканян, преподаватель (г. Москва):

- Недавно в турецкой прессе была опубликована статья отставного турецкого полковника, в которой он осуждает Геноцид армян и предлагает властям Турции дать всем армянам диаспоры турецкое гражданство с правом вернуться в свои дома и проживать в Турции, как это было до Геноцида. Как Вы относитесь к этой идее? Если вдруг Турция пойдет на такой шаг, как должна на это отреагировать армянская общественность?

- В правовом плане многое изменилось после Геноцида. Лишь на малой части (менее 40%) выделенной армянам по Международному праву (Мудросское перемирие, 30.X.1918г., пункт №24) родины (часть вилайетов Ван, Битлис, Эрзрум и Трапизон) 22 ноября 1920 г. Арбитражным решением президента США Вильсона был признан (в т.ч. Турцией) титул Республики Армения. Арбитражное решение Вильсона до сих пор в силе и, согласно международному праву, не подлежит кассации. Мы должны вести переговоры по нахождению обоюдопреемлемой формулы в рамках Арбитражного решения. Наша родина и наше право не могут быть даны нам в качестве подаяния.

Цитируемое Вами предложение, не что иное, как стремление к увековечиванию последствий Геноцида. Для того, чтобы понять его абсурдность, представьте, что преступник отнял у вас машину и вместо того, чтобы возвратить ее вам, предлагает иногда держать руль. Согласитесь ли Вы на это лишь только потому, что преступник сильнее вас? Разве если армяне – граждане США, Канады и России (особенно когда Россия и Турция отменяют визовый режим) сегодня захотят, не смогут ли жить в Турции? Или вообще, какова цель проживания нескольких сотен армян в Турции? Мало того, что сегодня из-за Геноцида армян и блокады Армении мы вместо того, чтобы восстановить свою родину, работаем для родин других народов, а сейчас нам предлагают возродить Турцию.



Давид Маркарян, (г. Санкт-Петербург):

- Глубокоуважаемый Ара! Насколько я знаю, есть Венская Конвенция 1969 г. “О праве Международных договоров…”. Эта Конвенция позволяет объявлять Международные и федеральные Договора недействительными, если ”они были заключены с нарушением нормы внутреннего права особо важного значения”. Возможно ли применение этой Конвенции к Карсскому Договору, по которому у Армении Турция отторгла около 100 тысяч кв. км земель? Тем более, что Карсский Договор так и не был ратифицирован Арменией. Мне кажется, тут есть лаз, который можно легко расширить для начала дипломатических процессов.

- С точки зрения Международного права наши позиции несокрушимы. Вы ссылаетесь на ст. №53 Венской конвенции «О праве международных договоров» (23 мая 1969 г.) о договорах, противоречащих jus cogens-у (императивной норме общего международного права). Я об этом много раз писал в моих статьях. Существует множество оснований для незаконности, а следовательно и недействительности, так называемого, «Карсского договора». Во-первых, это вообще не договор, а лишь сделка между двумя незаконными вооруженными группировками.

Учитывая то, что вопрос из России, отмечу, что подписавший Карсскую сделку от имени России, вернее РСФСР Яков Ганецкий (настоящее имя – Якуб Станиславович Фюрстенберг) являлся важнейшим из трех основных агентов советника и агента правительства младотурков, агента военноморских сил Германии Александра Парвуса (настоящее имя – Израиль Лазаревич Гельфанд). Ганецкий был одним из тех, кто переправлял деньги немецкой разведки по маршруту Берлин-Копенгаген-Стокгольм-Петербург для распада России. Думаете «полномочный представитель РСФСР» в Латвии товарищ Ганецкий очутился так далеко от своего рабочего места на переговорах с кемалистами просто так? Напомню также, что от имени кемалистов Карсскую сделку подписал бывший начальник разведки Османской империи (1914-1918гг.) Кязым Карабекир. То есть Ганецкий «вел переговоры» и подписывал документы с начальником (Карабекир) начальника (Парвуса) своей агентурной сети. Только этот факт достаточен для того, чтобы злосчастная Карсская сделка признавалась противозаконной и недействительной, согласно ст. №50 и 51 Венской конвенции «О праве международных договоров» (23 мая 1969г.).

- На Потсдамской Конференции Сталин и Молотов поставили вопрос о возвращении Армении Карса, Артвина, Ардагана. На чем были основаны эти требования? На секретных протоколах к Московскому (Карсскому) Договору?

- Нельзя однозначно утверждать, что указанные территории или их большую часть намеревались передать Армении. Советская сторона всегда говорила о происшедшей несправедливости по отношению к Армении и Грузии. Следовательно, судя по опубликованным в те дни в газете «Правда» статьям грузинских ученых (а в «Правде» ничего просто так не печаталось), большая часть указанных территорий была предназначена для Грузии. Об этом свидетельствует также объявление СССР от 10 мая 1953 г.: «Во имя сохранения добрососедских отношений и укрепления мира и безопасности правительства Армении и Грузии сочли возможным отказаться от своих территориальных претензий к Турции».

Часто говорится о секретных протоколах, приложенных к Карсскому и/или Московскому договорам-сделкам. Однако, ни в одной из серьезных работ или сообщений я до сих пор не встречал свидетельства об этом. Думаю, что недоразумение происходит от Парижского советско-турецкого договора от 17 декабря 1925 г., в котором были закреплены 3 протокола. Этот договор был пролонгирован и дополнен Дикарским протоколом от 17 декабря 1929 г., затем срок действия договора и указанного протокола, дополненного протоколом от 7 марта 1925 г., продлевался дважды: 30 октябре 1931 г. и 7 ноября 1935 г. В соответствии с положениями протокола от 7 ноября 1935 г. Советское правительство 19 марта 1945 г. сделало заявление правительству Турецкой Республики о своем желании денонсировать названный договор со всеми относящимися к нему приложениями.

- Есть ли армянский или международный Мозговой Центр, который должен вырабатывать всю стратегию дипломатии Армении и ее союзников и выдавать руководству свои рекомендации? Находить в любом сложном деле успешный выход?

- Подобных центров нет, поскольку нет спроса. У нас разумность высказанной мысли определяется не собственно мыслью, а должностью высказавшего эту мысль: насколько высока должность, настолько разумна мысль.

Большинство Центров финансируется зарубежными, в т.ч. косвенно также турецкими фондами. Малая часть финансируется властями Армении. Следовательно, первая группа считает своим долгом услужить интересам заказчика, вторая группа – восхвалить любые шаги и решения властей, если даже они взаимоисключающи. Именно так называемые обсуждения злосчастных армяно-турецких протоколов являются ярким доказательством моих слов.

- Какие компенсации разумно требовать у Турции. Мне кажется, будет большой глупостью требовать у Турции весь бюджет и половину территории. Для армян это будет полный провал. В Потсдаме шла речь только о Карсе, Артвине, Ардагане. Может быть, на этом и остановиться? Здесь живут курды, вроде бы лояльные армянам. И половину той суммы, которая была указана в Севре? А может быть ограничиться только Нахичеванью, районом Ани (200 кв.км) и арендой части порта Хопа? И на этом все?

- Решение Армянского вопроса реально и может иметь различные формы проявления. Однако, реше ние Армянского вопроса станет возможным, если оно будет основано на реализме, т.е. будет учиты вать сегодняшние демографические, военные, поли тические и экономические реалии. Одновременно, чтобы иметь реальные возможности для осуществ ления, решение Армянского вопроса должно на практике способствовать установлению мира во всем регионе, разностороннему экономическому развитию, формированию атмосферы партнерства, также служить реализации определенных интересов силовых центров мира и более широкому их вовле чению в вопросы региона. Нет сомнения, что все территории, которые перешли под юрисдикцию Республики Арме ния с 22 ноября 1920 г. (часть вилайетов бывшей Османской империи – Ван, Битлис, Эрзрум и Трапизон) до сих пор с юридической точки зре ния являются частью РА. Однако мнение, что Турция добровольно или только под давлением международного права, без военных давле ний вернет эти земли их законному владель цу нереально. Значит надо найти обоюдоприемлемую форму лу, которая получит одобрение стран-участников Арбитраж ного решения президента Вильсона, будет учитывать интересы мировых силовых цент ров и будет способной быть закреп ленной по международному праву.

При этом, данная форма должна быть такой, ко торая рассеяла бы беспокойство армянской стороны относительно безопасности и предос тавляла бы воз можность экономике Армении для продолжительно го и прогрес сирующего развития, а также гаранти ровать сохранение армянских культурных ценнос тей. Одновременно, решение вопроса не должно существенно нарушить интересы Турции и должно дать турецкой стороне возможность раз и навсегда понять, что предлагаемое решение вопроса является достойным выходом из ситуации для обеих сторон.

В соответствии с этим, решение Армянского вопроса возможно путем аренды территории, являющейся пред­метом обсужде ния, предоставлением ей определенно нового статуса, в соответ ствии с которым владение Армении de jure будет сопоставляться с распоряже нием Турции de facto. То есть, Турция на основе двусторон­него договора, пред усмотрящего между народные гарантии, разумной оплатой арендует «Вильсоновскую Арме­нию». Вышесказанный договор и прило женные к нему соглашения закрепят права и обязанности сторон, также форму участия и объем вовлеченности междуна родных структур и заинтересованных го сударств на территории, которая является предметом обсуждения. Размер арендной платы, форма и периодичность ее оплаты будут определяться соответствующим соглашением. Можно считать разумной сумму в размере 1% ВВП Турции – $8.6 млрд, поскольку «Вильсоновская Арме ния» составляет почти 13% территории, контролируемой Турцией (свыше 100.000 км2), где проживает более 8% населения Турции (около 5.6 млн жителей).

Предметом самостоятельного обсуждения и решения должен стать вопрос статуса территорий бывшей Российской Империи и Республики Армения (1878-1918/1920гг.), Карсской области, южной части области Батуми и уезда Сурмалы. Сегодня эти тер ритории составляют следующие об лас ти Республики Турция – область Карса (9587 км2, 130.000 жителей), Ардагана (5665 км2, 120.000 жителей), Ардвина (7436 км2, 192.000 жителей) и Игдира (3587 км2, 180.000 жителей). Итого 26241 км2 (3,4%) и 779.000 жителей (1.1%) Над этими территориями, в отличие от «Вильсоновской Армении», должен быть установлен прямой суверени тет Республики Армения.



Марина Ваградян, инженер радиосвязи, Председатель земляческого союза «Васпуракан – новое поколение» (г. Ереван):

- По моему работа, проделанная господином Папяном – это грандиозный вклад в политическую историю Армении во все времена, и я в свою очередь распространяю его статьи. Мне часто задают вопрос: если наши земли вернут согласно Арбитражному решению Вильсона, значит граждане, живущие на этой части Армении автоматически станут гражданами Армении? А ведь их более чем 14 миллиона курдов, турок, как же они поведут себя на выборах, кого будут выбирать в качестве президента Армении – курда или турка? Как бы ответил на этот вопрос господин Папян?

- Сегодня находящиеся под контролем Турции армянские земли имеют 3 правовых статуса, соответственно к ним нужно проявлять дифференцированный подход.

В первую группу входят те территории, которые составляли часть Российской империи и как таковые составляли часть новосозданной Республики Армения в 1918-1920гг. (Карсская область и Сурмалинская провинция, 26241 км2). Сейчас там проживает 780 тыс. человек. Над этой частью однозначно возможно восстановить суверенитет Республики Армения.

Вторую группу составляют те земли, которые международным правом перешли к Республике Армения, над которыми, однако, Армения de facto (фактически) не установила свою власть (102000 км2, «Вильсоновская Армения»). Сегодня здесь проживает 5,6 млн. человек. Основной проблемой является данная группа земель. Однако эта проблема также имеет свое решение: de jure (юридическое) правление Армении нужно совмещать с de facto (фактическим) правлением Турции. То есть, фундаментально многое остается как прежде, только на основании двусторон него договора Турция арендует у Армении «Вильсоновскую Армению», а население сохраняет свое гражданство и местожительство (более подробно см. «Концепция решения Армянского вопроса» – www.yerkramas.org/2010/05/09/koncepciya-resheniya-armyanskogo-voprosa).

В третьей группе те, которые являясь исконно армянскими, в настоящий момент лишены правового титула Армении. На этой территории, а также на остальной части бывшей Османской империи армяне должны преследовать возвращение личной и общинной собственности.



Азнаурян Андраник (г. Пятигорск):

- Как Вы относитесь к идее создания какой-либо структуры, объединяющей Диаспору и выражающей позицию диаспоры по общенациональным вопросам? К примеру, есть идея издателя газеты «Калифорниан курьер» Арута Сасуняна по избранию парламента Диаспоры.

- К идее отношусь положительно, сам пытаюсь быть полезным, однако реализуемой ее не считаю. Во-первых, невозможно найти одну формулу, которая смогла бы обеспечить создание представительской структуры на основе соразмерности и справедливости. Если возьмем за основу численность, то будут ущемлены интересы малочисленных общин. Если возьмем за основу организации, то будут ущемлены менее организованные, новые общины. Тем не менее, не это самое большое препятствие.

Для чего нужна подобная структура? Если ее цель – воздействие на международные отношения, то такая структура не может стать субъектом международного права, если даже объединит всех армян Диаспоры до единого. Если ее цель – лоббирование, то децентрализованность поможет быть более гибким и эффективным: разные общины находятся в разных правовых статусах и имеют разные задачи. Если цель такой структуры – иметь воздействие на власти Армении в отношении «всеармянксих вопросов», то сегодня это невозможно. Власти Армении зачастую не считаются даже с требованиями собственных граждан и избирателей, что говорить о том, чтобы учитывалось мнение «зарубежных» армян. Свидетельство этому – «обсуждения» Протоколов…

Сначала нужно создать демократическое правление в самой Армении и иметь справедливые выборы. Только после этого Диаспора получит возможность воздействия. Еще в 5-ом веке армянский философ Езник Кохбаци в своем трактате «Опровержение ересей» считал, что основой всему – свободомыслие. Сначала нужно иметь возможность выражения свободомыслия, а затем механизмы возникнут самостоятельно. В обратном случае эти механизмы будут мертворожденными.

- Как Вы относитесь к деятельности Министерства диаспоры? Насколько эффективна и злободневна эта деятельность?

- Не я должен давать оценки. Вы – живущие в Диаспоре должны определять степень полезности этой структуры. Я какого-либо качественного изменения не замечал. Предположим, несколько десятков армян посетят Армению по программе «Ари тун» или будут организованы несколько дополнительных концертов и выставок, что изменится? В конце концов, Миндиаспоры не турагентство и не собрание импрессарио. Думаю, что будет более эффективно и полезно, если сумму, расходующуюся на содержание этого министерства, передать в помощь СМИ или школам Диаспоры. Миндиаспоры, в первую очередь, должна была стать трансмиттером забот Диаспоры властям Армении. Армяно-турецкие протоколы показали, что эта структура вовсе не выполняет эту функцию или делает прямо противоположное. Она пытается создать опорные пункты групповых интересов в Диаспоре посредством советской ложной пропаганды.

ИЦ "Еркрамас"


Другие новости по теме:
  • Ара Папян: Армения должна устновить свой суверенитет в Карсе
  • 24 апреля - День Памяти Геноцида Армян
  • 90 лет назад территория Армении насчитывала 160 тыс. кв. км
  • Открытое письмо Ахмеду Давутоглу
  • Интервью Армена Давояна информационному центру газеты армян России «Еркрама ...


  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


    Комментарии (0)   Напечатать
     

     

    Мой Кабинет

     
    Логин:
    Пароль:
     

    Авторизация
     

    Присоединяйся!

     
         

    добавить на Яндекс

     
     
    Copyright © 2009 — ARARAT-ONLINE.ru При копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна! Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов!
    Продвижение - Garin Studio Правила