Армянский информационный интернет портал  
Новости Видео ТВ Блоги Об Армении О проекте Магазин Почта Реклама
 

Поиск по сайту

 
 

Статьи

   

Погода

 
         

Опрос

 
Интересна ли Вам идея армянского русскоязычного электронного журнала в формате PDF ? Стали бы Вы его читателем?

Да, если будет интересным (если бесплатно)
Да, если будет интересным (даже с подпиской)
Нет
 

Рекомендуем!

 


 

 

 
Главная » Статьи

Плутание между чужими государствами

добавил: Van 3 апреля 2012 просмотров: 3095

Центр по изучению наследия Гейдара Алиева издал книгу со «скромным» названием «Исторические азербайджанские государства». На первый взгляд, ничего особенного – закавказские турки решили покопаться в дебрях своей истории. Тем более, что государств у них действительно было целых три: Азербайджанская демократическая республика – 1918 – 1920гг., Азербайджанская ССР – 1920 – 1991гг., и провозглашенная в 1991 году и пока еще существующая Азербайджанская республика. Однако уже краткое изложение книги вызывает недоумение. Особый талант авторов привел их к выводу, что «азербайджанскими» государствами являлись Манна, Скифское царство, Атропатена, Кавказская Албания, государства Ширваншахов, Саджидов, Саларидов, Равадидов, Шаддадидов, Атабеков, Сефевидов и «азербайджанские ханства» XVII-XIX веков.

Если учесть, что первые племена турок-огузов перекочевали из Центральной Азии в Иранское и Армянское нагорья лишь в XI веке, то заключения авторов следует признать открытием глобального масштаба. Однако поскольку мир уже привык относиться с сомнением к историческим изысканиям закавказских турок, придется и нам критически подойти к упомянутой книге. Для этого необходимо вначале определиться со степенью взаимосвязи закавказских турок с древним населением приурмийского региона.

«На территории Курдистана и у Урмии еще обитали потомки лулубеев (известных в горных районах на северо-западе Ирана и соседних областей в последних веках III - начале I тысячелетия до х.э.), еще сохранились этнические группы, происходившие от кутиев (тоже упоминаемых с III тысячелетия до х.э.), а кое-где также хурритоязычное население (к нему нередко причисляют и маннеев, но в основном относящийся к ним ономастический материал, видимо, не может быть объяснен из хуррито-урартских языков)» (История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002).

Как видим, тюркский элемент в бассейне озера Урмия отсутствовал, и, соответственно, в формировании государственности на этой территории участия принимать не мог. Подобный вывод можно сделать и при более подробном рассмотрении истории Закавказья первого тысячелетия до н.э. Племена кавказских албан, «живших выше Кирна» говорили на языках нахско-дагестанской семьи. В. Шнирельман отмечает, что «В I тыс. н.э. территория будущего Советского Азербайджана была занята Кавказской Албанией, государством, чье население изначально говорило на языках, родственных современным северокавказским. До сих пор об этом древнем языковом пласте напоминают удины, живущие в Куткашенском районе Азербайджана» (Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л. Б. — М.: Академкнига, 2003). Добавим, что на кавказских языках говорят и другие автохтоны на севере Азербайджана: лезгины, крызы, хиналугцы, рутулы, будухи и так далее.

Особое недоумение вызывает то, что в категорию «азербайджанских государств» было включено Скифское царство, которое географически никак не связано с территорией нынешней АР, а занимало районы Северного Причерноморья. Сборнике «Всемирная история» пишет о скифах: «В IV—II вв. до н. э. многие кочевые скифские племена переходят к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием. Исчезают большие укрепленные поселения. Вместо них на Нижнем Днепре и Южном Буге возникает ряд мелких городков, существовавших наряду с поселениями открытого типа. Наиболее развитой областью Скифии становится степной Крым (…) В результате социального расслоения, развития рабовладения и формирования классов во второй половине III в. до н. э. складывается Скифское государство. Наибольшего расцвета оно достигает во II в. до н. э. при царе Скилуре. Столицей царства был город Неаполь, основанный, вероятно, Скилуром, на берегу Салгира (около современного Симферополя)» (Всемирная история, том 2. Энциклопедия: в 10-ти т./Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1956 г. - с.900).

Неуклюжая попытка азербайджанских историков объявить Скифское царство, центром которого являлся Крымский полуостров, «азербайджанским государством», выглядит по крайней мере жалкой потугой создания собственной истории. Кроме того, отметим, что скифы-сколоты являлись ираноязычными племенами. Этимология этнонима «сколот» восходит к иранскому «skuda-ta» - «лучник». Так что скифские племена не имеют никакого отношения к потомкам огузских кочевников.

А между тем, чем дальше, тем запущеннее. В списке могучих исконно азербайджанских государств мы видим государства «Ширваншахов, Саджидов, Саларидов, Равадидов, Шаддадидов, Атабеков, Сефевидов».

Придется прочитать краткую лекцию по ликвидации безграмотности особо одарённых историков Азербайджана: Саджиты (IX-X вв.) - правители иранской провинции Азарбайджан, выходцы из восточо-иранской Согдианы. В некоторых арабских источниках представители данной династии именуются «тюрками», однако не будем забывать тот факт, что под ними арабы подразумевали всё население Средней Азии, в том числе восточно-иранские племена.

Шеддадиды (X-XI вв.)- правители армяно-иранской Ганджи (Гандзака), род курдского происхождения. Напомним, что государство Шеддадидов было покорено в XI веке турками-сельджуками, предками закавказских турок. Ныне нерадивые потомки завоевателей пытаются возвести свои истоки к корням побежденным народам.

Ширванские правители из династий Мазъядидов(IX-XI вв.) и Кесранидов (с первой половины XI в.) – иранизированные в XI веке арабские закавказские правители, возводившие свои корни к Сасанидам. Данный факт подтверждают профессор Э. Босворс и академик В. Бартольд: «We can also discern the progressive Persianisation of this originally Arab family (a process parallel to and contemporary with that of the Kurdicisation of the Rawwadids [q.v.] in Adharbaydjan). After the Shah Yazid b. Ahmad (381-418/991-1028), Arab names give way to Persian ones like Manuchihr, Kubadh, Faridun, etc., very likely as a reflection of marriage links with local families, and possibly with that of the ancient rulers in Shabaran, the former capital, and the Yazidids now began to claim a nasab going back to Bahrain Gur or to Khusraw Anushirwan».
(Barthold, W., C.E. Bosworth Shirwan Shah, Sharwan Shah. - Encyclopaedia of Islam, 2nd edition / P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs — Brill).

Раввадиды (VIII-XII вв.) – владыки иранского Азарбайджана, слившиеся к курдами этнические арабы-йеменцы.

«По происхождению Раввадиды были йеменцы из Басры, переселенные в Азербайджан (Иранская провинция. – Н.М.) при халифе ал-Мансуре. Именно тогда в Тебризе поселился родоначальник династии Раввад I. Однако из-за смешанных браков его потомки со временем стали настоящими курдами».
(Рыжов К. В. Все монархи мира. Мусульманский Восток VII—XV вв.).

Салариды (Х в.) – иранская династия, контролировавшая земли Северного Ирана, о чём говорит «Британника»:
«Mosāferīd Dynasty, also called Sallārid, or Kangarid, (ad c. 916–1090), Iranian dynasty that ruled in northwestern Iran».

В XI веке Передняя Азия переживает первую волну тюркского нашествия, однако, доминирующим огузское население в Ширване, Арране и Азарбайджане первоначально не являлось, что было отмечено советским академиком А. Крымским: «Что касается присутствия тюркского элемента, то собственно Ширван ХII века, по-видимому, и вовсе не знал тюрок на своей территории у Гянджи. В остальном Азербайджане тюркские поселения были в ХII веке незначительными, но всё-таки имелись» (А.Е. Крымский. «Низами и его современники». Баку, «Элм», 1981, с. 391).

Атабеки Ильдегезиды (XII-XIII вв.) – вассалы сельджукского правителя Ирак-Аджама кипчакского происхождения. Напомним, что основоположник династии – Шамс ад-Дин – являлся половецким гулямом, возвысившимся при дворе султана Махмуда и вскоре установившим свою фактическую власть в ряде районов сельджукского султаната, в том числе в Армении, Азарбайджане и Арране.

Что же касается Сефевидов, то отметим, что данная династия являла собой иранский клан из Ардебиля, что было доказано иранским учёным Ахмадом Касрави (тюркоязычным иранцем) и ныне подтверждается такими специалистами по истории Ирана, как Роджер Сейвори и Руди Мэти. Кроме того, об иранских корнях данной династии сказано в труде «Саффат ас-Сафа» Ибн Баззаза Ардабили (1357-1358 гг.), который возводит данный род к некому Зарин Колаху – «Ел Курди Ел Санджани», т.е. «курду из Санджана». Также отметим, что дошедшие до наших дней 12 рубаи Сефи ад-Дина, основоположника Сефевидской династии, написаны на иранском наречии азери, наиболее близком к талышскому языку, что было отмечено Б. Миллером в работе «Талышский язык и язык азери».

Вслед за Сефевидами в перечне государственных образований закавказских турок идут «азербайджанские ханства» XVIII века, но вот беда, являлись они административно-территориальными единицами Персии, которые персидское правительство вынуждено было уступить России по Гюлистанскому и Туркманчайскому мирному договорам 1813 и 1828 гг. «…тогдашний главнокомандовавший на Кавказе ген.-от-инф. Ртищев (1812 — 1816) заключил, 1-го октября 1813 года, перемирие на 50 дней, а 12-го того же месяца подписал мирный договор в Гюлистане. Прямым и важнейшим последствием его была уступка навсегда России ханств: Карабагского, Шекинского, Ганджинского, Ширванского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и Талышинского. Но такая уступка, вынужденная превосходством нашего оружия, не могла не быть слишком чувствительной для персидского правительства, которое, еще до заключения договора, постановило особый сепаратный акт, в котором выговорило себе право просить государя императора о возвращении ей некоторых из уступленных земель». (Берже П. Посольство А.П. Ермолова в Персию // Русская старина, № 6. 1877)

А государствами, коими их пытаются представить азербайджанские пропагандисты, данные ханства собой не представляли и входили они в состав Персии, а не мифического Азербайджана «от Дербента до Хамадана».

Ну и, наконец, мы подходим к «славной» «Азербайджанской Демократической Республике» - первому в истории государственному образованию закавказских турок. Руководство этой «республики», провозглашённой мусульманской фракцией Закавказского сейма 28 мая 1918 года, вплоть до 16 июня благополучно отсиживалось в Тифлисе, ожидая помощи от турецких интервентов, которые должны были установить контроль над территорией, предназначенной для пантюркистского осиного гнезда. С 16 июня руководство «АДР» заседало в Гандже, ожидая от турецких оккупационных войск во главе с Нури-паши занятия Баку, и лишь в середине сентября переезжает в Баку, координируя вместе с тем трёхдневную резню армянского населения города, жертвами которой стали около 30 000 человек. Первоначально данное образование, в котором по выражению Деникина всё «было искусственным, "не настоящим", начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии», входило в орбиту турецкой пантуранистской агрессивной политики, а после поражения Турции и Мудросского мира являло собой марионетку Британии.

В целом можно констатировать, что книга «Исторические азербайджанские государства» не что иное, как очередной перл фальсификаторов, отражающий современное состояние азербайджанской историографии. Следует отметить, что публикация и тиражирование подобных перлов, зачастую напичканных армянофобией, поддерживается и поощряется азербайджанским государством. Но авторам книги (публикация которой является неплохим способом «отмыва» спонсорских средств) стоит помнить о жёсткой конкуренции, царящей в среде азербайджанских «историков» - мифотворцев, выпускающих десятки таких работ в год, и об угрозе последующего забвения книжонки в архивах Национальной академик наук Азербайджана после очередного разгрома со стороны зарубежных критиков. Не поможет даже имя общенационального дезертира, которым бравые азербайджанские учёные активно прикрываются.

Автор: Николай МЕЛКУМОВ

http://voskanapat.info


Другие новости по теме:
  • Этнодонорство
  • Русский источник XIX века о границах исторической Армении
  • Азербайджану мало Карабаха, он уже замахнулся на территорию Ирана
  • Иран Азербайджану не по зубам?
  • Яйцо блудной кукушки на Южном Кавказе (продолжение)


  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


    Комментарии (0)   Напечатать
     

     

    Мой Кабинет

     
    Логин:
    Пароль:
     

    Авторизация
     

    Присоединяйся!

     
         

    добавить на Яндекс

     
     
    Copyright © 2009 — ARARAT-ONLINE.ru При копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна! Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов!
    Продвижение - Garin Studio Правила