В последние годы саммиты G-8 или G-20 сопровождаются адресованным армянским государствам и Азербайджану совместным заявлением президентов США, России и Франции. В смысловом значении тексты этих посланий очень близки, вплоть до повторения отдельных абзацев. И все они призывают стороны к мирному разрешению конфликта на основе переговоров. Однако заявление, принятое президентами стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ в мексиканском Лос-Кабосе, несколько отличается от предыдущих. В нем, в частности, лидеров Армении, Арцаха и Азербайджана призывают «руководствоваться принципами Хельсинкского Заключительного Акта, в частности принципами неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности, равноправия и права народов на самоопределение».
Если мне не изменяет память, международно-признанный и закрепленный в Статье 1 пункт 2 Устава ООН принцип равноправия и самоопределения народов упоминается в этих заявлениях впервые. О принципах Хельсинкского Заключительного Акта говорилось, как говорилось о промежуточном статусе Республики Арцах и определении его будущего окончательного правового статуса путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения. Все это было, как была и формулировка «все стороны нагорно-карабахского конфликта», подтверждающая роль Республики Арцах как одной из основных сторон конфликта. Но упоминание о принципе равноправия и права народов на самоопределение в этих заявлениях, кажется, встречается впервые.
24 октября 1970 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций». Это – важнейший правовой документ, призванный регулировать отношения между нациями на основе семи основополагающих принципов – а не десяти, как Хельсинкский Заключительный Акт, в котором добавлены принцип нерушимости границ государств-участников, принцип территориальной целостности государств и принцип уважения прав человека и основных свобод.
Указанный в данной Декларации ООН принцип равноправия и права народов на самоопределение подтверждает в абзаце 4, что
«Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединению с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение». Важно отметить, что седьмой абзац принципа, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН, предупреждает:
«Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в конкретизации принципов равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость».Вернемся к пояснениям к принципу равноправия и права народов на самоопределение. Абзац 5 данного пункта утверждает:
«Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в конкретизации настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих действиях против таких насильственных мер и в сопротивлении им эти народы, добиваясь осуществления своего права на самоопределение, вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций».Введение в совместное заявление президентов стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта принципа равноправия и права народов на самоопределение является важным нюансом, основанным на признании равноправия населявших бывшую Азербайджанскую ССР народов. Использование данного правового термина, являющегося основополагающим в отношениях между народами и государствами, является предупреждением Азербайджану, вызванным игнорированием официальным Баку международного права, предыдущих заявлений президентов США, России и Франции, а также подписанного в Сочи 23 января 2012 года президентами Армении, России и Азербайджана совместного заявления.
Не исключено, что президенты В. Путин, Б. Обама и Ф. Олланд «вспомнили» о равноправии и праве народов на самоопределение еще и вследствие устроенных Азербайджаном в апреле и июне приграничных провокаций, приведших к человеческим жертвам. Прозвучавший в заявлении президентов стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ призыв «соблюдать соглашение о прекращении огня 1994 г.» выглядит далеко не случайным. Мы можем констатировать, что в действиях и оценках стран – посредников появляется конкретика, к чему совершенно справедливо призывал на днях председатель Национального Собрания Республики Арцах Ашот Гулян. Да, пока все говорится языком дипломатическим, не всегда понятным для рядового обывателя, но те, кому адресованы эти заявления, прекрасно понимают их суть.
Это подтверждает и истерично-нервная реакция Азербайджана на заявление трех президентов. Так, рупор официальной позиции официального Баку последних лет, заведующий отделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанов, в своем комментарии фактически отверг призыв Обамы, Путина и Олланда. «Мы не имеем возможностей и не будем идти на большие уступки, - заявил А. Гасанов, продолжив, - Этот принцип (Воздержание от применения силы или угрозы применения силы. – Л.М.-Ш.) подразумевает решение спорных вопросов, конфликтов мирным путем, с недопущением войны. Поэтому затрагивание этого вопроса в совместном заявлении трех президентов нами оценивается как ссылка на указанный принцип. Однако это не значит, что факт оккупации территорий может продолжаться длительное время, что Азербайджан будет лишен права освободить от оккупации свои земли. Азербайджан сохраняет за собой это право».
Подобные заявления официальных структур Азербайджана входят в противоречие с уже упомянутой Декларацией ООН «О принципах международного права…» в которой четко указывается:
«Каждое государство… обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно истолковываться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий, согласно их особым режимам, или как нарушающее их временный характер».Таким образом, любое нарушение Азербайджаном режима прекращения огня на границе с армянскими государствами должно восприниматься как нарушение международного права, со всеми вытекающими из этого факта последствиями. И Ереван и Степанакерт в подобных случаях получают право приступить к мерам по ликвидации огневых точек противника, в том числе и представляющих потенциальную угрозу. Одновременно необходимо предупредить Совет Безопасности ООН о предпринимаемых мерах по индивидуальной самообороне и потребовать применения к агрессору карательных мер политического и экономического характера.
До тех пор, пока провокации Азербайджана на границах с Республикой Армения и Республикой Арцах будут наказываться лишь со стороны Армянской армии, и носить соразмерный характер, кровавые инциденты будут продолжаться. Руководство Азербайджана относится к потерям в вооруженных силах этой республики с нескрываемым безразличием, и этот «метод» наказания может сработать лишь в том случае, если после каждой диверсионной вылазки или иной провокации азербайджанской аскерни в эту республику пойдут сотни гробов с трупами. Гораздо эффективнее представляются меры экономического характера. И если президенты России, США и Франции действительно заинтересованы в мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта, то они просто обязаны принудить Азербайджан к соблюдению соглашения о прекращении огня 1994 года экономическими мерами. В государствах с высоким уровнем коррупции, к каковым бесспорно относится Азербайджан, экономические санкции бьют в первую очередь по карману руководства, что превращает санкции в весьма эффективное средство политического принуждения.
Автор: Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
http://voskanapat.info/