Ты зря ищешь логику в действиях Азербайджана. Давай вспомним недавнюю историю. Первые выступления закавказских турок на границе с Азербайджана с Ираном имели место 4 декабря 1989 года. Тогда вблизи границы они разожгли костры и посредством громкоговорителей стали «уговаривать» население северных провинций Ирана к выступлениям по объединению «Южного» и «Северного» Азербайджана. Вскоре смутьянов разогнали, но 18 декабря они собрались вновь. Методы и поведение были те же, как, впрочем, и реакция пограничников.
Однако 31 декабря огромная толпа, ведомая представителями Народного фронта Азербайджана, прорвала границу и ринулась на территорию Ирана. Одновременно начались разрушение пограничных фортификаций и неотъемлемые от менталитета закавказских турок грабеж, мародерство и вандализм. В статье «Приказано не стрелять» («Комсомольская правда», 10. 01. 1990) журналист Андрей Крайний писал, что лично наблюдал за тем, как погромщики «не только валили опоры инженерных сооружений, но и загружали поваленные столбы в свои машины». А рядовой пограничного отряда в районе Джуги Леонид Кобзаренко писал в объяснительной записке, что «видел, как выкапывали кресты на кладбище и разбивали их». Речь шла об уникальном кладбище Джуги, где было свыше шести тысяч неповторимых хачкаров. Напомню, что окончательно это кладбище было уничтожено в 2005-ом году, и совершился этот вандализм по отношению к сокровищам общемировой культуры по указанию правительства Азербайджана.
Таким образом, искусственно придуманный день солидарности азербайджанцев мира является напоминанием об этническом характере закавказских турок, до сих пор не сумевших или не пожелавших преодолеть тягу к грабежам, вандализму и убийствам.
Однако события конца 1989 года преподносятся как стремление к воссоединению с родственниками по ту сторону границы.
Эти «объяснения» – неумная попытка облагородить обыкновенный вандализм. О каких родственниках может идти речь? Тюркоязычное население севера Ирана, вынужденное перейти с фарси на турецкий язык, не имеет никакого отношения к закавказским туркам. Более того, начиная с 1828 года они не имели возможности общаться друг с другом. На протяжении свыше 160 лет между ними не было никаких контактов. По большому счету они даже соседями считаться не могут. Между закавказскими турками и тюркоязычными народами, например, Средней Азии больше общего, чем с населением северных провинций Ирана. С этой точки зрения совершенно прав был Зия Буниятов, написавший после поездки в Иран: «Еще раз почувствовал, что единство языка – это еще не значит единства народа».
Обрати внимание, сегодня Азербайджан наиболее жестко охраняет государственную границу именно с Ираном. Перестрелки на этой границе уже не воспринимаются как нечто из ряда вон выходящее, а количество инцидентов со смертельным исходом практически сравнялось с той же статистикой на границе Азербайджана с Республикой Арцах.
После того, как Гейдар Алиев провозгласил украденное у Сапармурата выражение «Один народ – два государства» по отношению к туркам и Турции, закавказские турки забыли о своем «родстве» с иранцами и потянулись к туркам. Обрати внимание: в декабре 1989 – начале января 1990 годов закавказские турки разрушили все 164 километра советско-иранской границы в Нахиджеване, не попытавшись даже приблизиться к восьми километрам границы с Турцией. Сегодня Иран воспринимается ими в качестве врага, а Турция – единокровного брата. По справедливости если сказать, все это – настоящая беда закавказских турок, отказавшихся от своей собственной истории и оказавшихся в ловушке лабиринта поиска достойных предков.
Мне эта ситуация напоминает едва вылупившихся из яиц птенцов: они также начинают тянуться к первому движущемуся существу, воспринимая их в качестве родителей. Этой особенностью пернатых, кстати, пользуются кукушки, несущие свои яйца в чужих гнездах. И, если продолжить аналогию, то следует вспомнить, что подросшие кукушата выбрасывают из гнезда своих «сводных» братьев и сестер, единолично занимая чужое гнездо. То, что произошло в Передней Азии, Армянском Нагорье и Южном Кавказе является результатом подкладывания в наше большое общее гнездо яиц приблудной кукушки. Коренные, автохтонные народы всего огромного региона по сей день страдают от наличия в своем гнезде наглого кукушонка.
Депутат Милли меджлиса Азербайджана, председатель партии Объединенного народного фронта Гудрат Гасангулиев выступил с официальным предложением изменить название Азербайджанской республики на Северная Азербайджанская республика.Гудрат Гасангулиев – безвольная марионетка в руках руководства Азербайджана и по утрам повторяет то, что ему говорят вечером. Оснований для территориальных претензий у Азербайджана к Ирану не больше, чем для претензий на Ереван или Степанакерт. Нынешние заявления Баку являются попыткой угодить сразу и Америке, и Израилю, и Турции, которая является не только историческим, но и цивилизационным оппонентом Ирана. Провозглашаемый Азербайджаном нейтралитет в противостоянии Ирана с Западом является фикцией, за которой скрывается страстное желание Баку стать свидетелем разгрома и расчленения Ирана. Напомню слова из летнего доклада в РИСИ (Российский институт стратегических исследований) Гейдара Мирзы, сотрудника аппарата Ильхама Алиева: «И если основатель нынешнего режима в Исламской Республике Иран возвратился из изгнания на самолете «Эйр Франс», то следующий вполне может сойти с трапа самолета «Азербайджан хава йоллари».
Вообще, любое обсуждение Ирана во властных структурах или том же Милли меджлисе Азербайджана заканчивается неприкрытыми проклятиями в адрес этой страны. В Тегеране, конечно, это знают, как знают и скрытое содействие Азербайджана антииранским планам Запада. А вот в Баку не хотят понимать очевидного: само существование Азербайджана зависит от доброй воли Ирана. При желании и надобности Тегеран легко может спровоцировать в Азербайджане крупные волнения, способные демонтировать это образование как на этнической, так и на религиозной почве. Сегодня Иран демонстрирует терпение и выдержку, но, как представляется, всему есть конец.
Любопытно, но Азербайджан, потративший огромные усилия и финансы на то, чтобы избраться непостоянным членом Совета безопасности ООН, по сути, загнал себя в ловушку. Кроме всего прочего, ему теперь придется более открыто высказывать свою позицию по Ирану или той же Сирии, что не может не сказаться на отношениях Баку с одной из противостоящих сторон. Азербайджан оказался перед необходимостью определиться в своих приоритетах.
Но ведь поначалу Армения также собиралась бороться за место в Совете Безопасности ООН.Я считаю это одним из наиболее удачных уловок армянской дипломатии за последнее время. Прекрасно зная о том, как ревниво в Азербайджане следят за любым политическим успехом Еревана, Армения просто втравила Азербайджан в эту политическую авантюру. Втащила на поводке. Это был мудрый шаг. В нынешних политических условиях ни Армении, ни Азербайджану членство в Совбезе ООН не может дать ничего, кроме огромной головной боли. Я уверен, если бы Азербайджану не хватило для избрания одного голоса, Армения проголосовала бы за него.
Между тем, в Армении часто можно услышать критику в адрес собственного МИДа.Критикуют внешнюю политику Армении, как правило, люди, далекие от этой самой внешней политики. Неправильно судить о работе МИДа, опираясь исключительно на собственные чувства. В конце концов, дипломатия, это – наука. Почему то никому не приходит в голову учить хирурга оперировать. Однако верно и то, что у нашего МИДа немало недостатков и, в первую очередь, в подборе кадров. Да, у нас есть серьезные успехи, но их могло бы быть намного больше, если бы наш дипломатический корпус работал единым слаженным механизмом.
Вообще, я категорически не приемлю кликушество в политике. У нас часто можно услышать необоснованные обвинения в адрес как руководства страны, так и оппозиции. Именно необоснованные. «Продали», «купили», «сдали», «подписали», - а начнешь копаться, выясняется, что «двоюродному брату моего соседа рассказал муж очевидицы». Это даже не смешно. Подобные инсинуации насаждают пессимизм в народе, подрывают веру в государство. О том, например, что «Арцах продали», я слышу уже более десяти лет, а «проданная» и «преданная» Республика Арцах продолжает развиваться, благоустраиваться и крепнуть.
Недавно у нас на Восканапате привели выдержку из одной оппозиционной газетенки: в Гюмри инвалид Арцахской войны голодает, не имеет своего телевизора, пенсии по инвалидности не хватает на лекарства и т.д. Восканапатцы решили скинуться, купить забытому государством ветерану телевизор, да и помочь немного. И хотя я всегда стараюсь отмежеваться от такого рода деятельности, все же командировал ребят в Гюмри. Нашли ветерана, у которого в самом деле не было телевизора. Выяснилось, что он его… пропил. Как пропивает пенсию. Жена с детьми ушла от него, так как он все семейное добро, все украшения супруги променял на бутылку. Два раза забирали его на принудительное лечение, ничего не помогает. А сколько проклятий было в адрес государства, не желающего помочь ветерану!?
Но давай вернемся к уже двадцать лет «солидарным» азербайджанцам мира.
Хорошо. В этом году этот «праздник» в Азербайджане спрятался за новогодними торжествами. В новогоднем обращении И. Алиева этому дню был уделен лишь маленький абзац. Не спрятался, а спрятали. Ты немного ошибаешься. Было еще обращение Алиева. 22 декабря, за девять дней до дня солидарности! Еще пару лет назад в Азербайджане Новый год был чуть ли не под запретом, и 31 декабря торжественно отмечался как установленный Гейдаром Алиевым день солидарности азербайджанцев мира. А теперь этот «праздник» спрятали в тени Нового года. И дело вовсе не в религиозных различиях: Ильхам Алиев одинаково ненавидит и Ислам, и Христианство, и признает только религию гейдаризма.
Год назад в Азербайджане было заявлено, что Ильхам Алиев является президентом 40 миллионов азербайджанцев. Имелось в виду, что он является президентом также и тюркоязычных граждан Ирана. В Тегеране не могли не отреагировать на столь откровенный антииранский выпад, и Алиев получил серьезное предупреждение, игнорировать которое он не может. Особенно сейчас, когда мир в регионе чуть ли не ежедневно грозит взорваться войной.
В Баку понимают, что в случае военной агрессии против Ирана эта страна ответит мощным ударом не только по агрессору, но и по всем близлежащим союзникам США и Израиля. Понимают, но надеются, что эта чаша минует Азербайджан. Поэтому и стараются избегать откровенно антииранских действий и заявлений. Хотя, кажется, Азербайджан уже перешел точку невозврата.
А как же соотечественники по обе стороны Аракса?Как я уже сказал, никакие они не соотечественники и не соплеменники. Подавляющее большинство тюркоязычного населения Ирана – этнические иранцы. Было бы весело, если бы они поверили, что являются азербайджанцами, и попробовали сделать то же самое, что закавказские турки в конце декабря 1989 года. Такая «мирная акция» просто поглотила бы Азербайджанскую республику.
Само понятие «азербайджанцы» является фикцией. «Азербайджанцами» они представляются, для узнаваемости, за пределами Азербайджанской республики. А у себя дома они – мусульмане. Этот странный и абсурдный конфессиоэтноним также является указателем незавершенности процесса образования нации. И хотя наличие пропагандируемого общего врага способствует консолидации тюркских племен Южного Кавказа, сегодня пока рано утверждать, что этот процесс завершится рождением нации.
Писатель Фазил Дашлай был удивлен тем, что в Азербайджане считают азербайджанский язык языком ислама. Он даже привел диалог: Ты мусульманин? Да, мусульманин. А почему не говоришь по-мусульмански? Фазил Дашлай мудрый и грамотный человек, но он неправильно понял этот диалог. Закавказские турки, спрашивая «ты мусульманин», имели в виду не религию, а принадлежность к одному из тюркских племен Южного Кавказа. Как я уже сказал, это – конфессиоэтноним. И история его возникновения очень интересна и поучительна.
Не расскажете?Обязательно расскажу. Завтра. Сегодня еще много работы.
Спасибо. Автор: Севак МОКАЦИ
http://voskanapat.info