Я прочел на сайте ararat-online. ru интересную статью Всеволода Марьяна "Что было бы...", если бы Россия 180 лет тому назад не освободила Восточную Армению от персидского и турецкого ига. Автор выражает сожаление, что все чаще предаются забвению исторические события судьбоносные для целых народов. Ни в России, ни в Армении по достоинству не оценивают эти события, особенно после распада Союза. Я согласен с Марьяном. Даже средства массовой информации не очень охотно печатают материалы об знаменитых исторических событиях. Даже среди интеллигенции не мало таких, которые не имеют ясное представление об армяно-российских отношениях. Я полтора десятка лет назад в "Общей газете" читал интервью бывшего уважаемого посла РФ в Армении Ступишина, в котором он заявил, что "если не веками, то десятилетиями мы с Арменией строим нашу культуру". И это предложение дало мне повод написать статью о армяно-русской вековой дружбе. Ознакомившийся с этой статьей, Ступишин посоветовал обязательно статью напечатать в российских изданиях. Я предложил ее газете "Ноев ковчег", но редакция ответила, что это журнальная статья.
Ниже я привожу эту статью.
Армяно-русские связи имеют многовековую историю. Их корни уходят в глубину веков. Начиная с Х столетия, с принятием Киевской Русью христианства, когда Византийской империей еще правили цари армянского происхождения, в исторических источниках встречается немалое количество свидетельств армяно-русских связей. В разных частях русского государства появляются армянские торговцы, ремесленники, добровольные воины, ученые, деятели культуры. Одним из ярких свидетельств может служить и тот факт, что еще в XII веке личным врачем великого князя Владимира Мономаха был, «по религии и национальности армянин».
Более заметные многосторонние сношения армян с Россией начались еще при Алексее Михайловиче и даже Федоре Иоанновиче, о чем упоминается в составленном в 1648г. «Соборном уложении».
Известный мастер исторических романов и знаток древней русской истории Валентин Пикуль писал, что вместе с русскими богатырями долгую борьбу против половцев и татаров вели также сыны армянского народа. «А в 1410 году, - пишет он, - в знаменитой Грюнвальдской битве против рыцарей Тевтонского ордена рядом с русскими, литовцами и белорусами героически сражались также армяне».
В дальнейшем эпизодические связи армян с Россией все более и более превращяются в постоянные. Устанавливаются регулярные сношения почти во всех сферах жизни. Особенно участились политические, культурные и торговые связи со времен царствования Петра Великого, который обещал свое покровительство армянскому народу. Отвоевав территории Каспийского прибрежья, Петр I старается заселить их христианами-армянами и воспользоваться ими как надежной опорой. Грамотами своими он неоднократно изъявлял довольство армянами и обещал «честному армянскому народу милость и протекцию, видя в армянах весьма важный фактор для насаждения гражданственности».
2 марта 1711г. выходит сенатский указ, в котором предписывалось: «Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большого приезда… Торговых армян отпускать через Санкт-Петербург морем, на каких судах похотят». «Разрешается армянским купцам в нашей резиденции в Санкт-Петербурге и прочих городах свободное пребывание».
Это были времена когда в Армении, находящейся под игом Турции и Персии, по словам великого гуманиста Гладстона «из месяца в месяц, из недели в неделю, изо дня в день совершались невообразимые ужасы». «...мы не имеем дело, - говорил он, - с вопросом о злоупотреблении власти, о дурном направлении. Перед нами нечто гараздо более серьезное и значительное, нечто налагающее на нас гораздо более тяжелые обязательства». Сущность этих событий он характеризует четырьмя словами: грабеж, убийство, насилие и пытка. «Грабеж и убийство ужасны сами по себе, но они бледнеют рядом с фактами насилия и злодеяний, совершенных турками в Армении» – с гневом говорил Гладстон.
К сожалению, крупные государства Европы и мира пассивно взирали на бедственное положение армянского народа, и, говоря словами немецкого доктора Рорбаха, не изыскали способа «противодействовать во имя религии и человечности самым диким зверствам, а значительная часть «образованной» публики позорно отделалась от армянских дел. В лучшем случае они выражали свое сочувствие, но никто из великих держав не принимал решительных мер для спасения армян от своих грабителей и мучителей». Кто же мог оказать реальную помощь армянам? На этот вопрос доктор Рорбах однозначно отвечает: «Решающее слово принадлежит России». В этом убедились и представители армянской интеллигенции, которые некогда еще надеялись на помощь европейских государств. Ознакомившись с настроением армянского народа, более века тому назад, Рорбах писал: «Я лично убедился, ни один здравомыслящий человек в Армении не думает о возможности отделения от русского государства».
Надо так же отметить, что, к сожалению, только немногие благоразумные русские политические деятели хорошо понимали, как писал Гольмстрем, что «истребление армян направлено, между прочим, против России. Из сотен примеров видно, что турки прилагают все усилия изгнать ... армян, особенно с пограничных с Россией областей, но предварительно ограбив их дочиста».
Сос Мовсисян
Продолжение можете прочитать здесь: http://sos-movsisyan.livejournal.com/7135.html?style=mine